УДК: 
378:004
Худе Ло
старший преподаватель факультета русского языка, Сианьский нефтяной университет, 1523637388@qq.com, Сиань, Китай
Рулиене Любовь Нимажаповна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, ruliene@bsu.ru, Улан-Удэ

Цифровая платформа как объект современного образовательного пространства

Аннотация: 
В статье обсуждается научно-практическая проблема совершенствования практики онлайн-обучения с использованием цифровых образовательных платформ – объектов образовательного пространства, полноценно обеспечивающих учебно-образовательные и учебно-административные процессы. Вместе с тем коммерческая деятельность по разработке цифровых платформ требует научно-педагогического анализа инноваций в этой области. Цель статьи – рассмотреть потенциал цифровых образовательных платформ для повышения качества образовательной деятельности преподавателей не только для оперативности и автоматизации образовательного процесса, но и для повышения продуктивности учебной деятельности студентов, для реализации глубокого обучения. Методология и методы исследования: исследование осуществлялось в контексте когнитивного подхода, рассматривающего глобальную цифровизацию не только как средство решения множества практических проблем, но и как угрозу бытию человека, ориентирующего на гуманизацию цифровых/информационных технологий; с учётом концепции образовательного пространства, представляющей образовательное пространство как объектный мир и предмет субъектной деятельности. Для подготовки данной статьи использовались методы установления причинно-следственных связей, позволившие выявить объективную связь между ключевыми понятиями рассматриваемой проблемы; инструмент веб-аналитики (Google Trends); способы анализа и обработки библиографических источников. В заключении предложены направления эффективного использования цифровой платформы в образовательном пространстве: создание специальной системы управления, организация научно-педагогического сопровождения процесса разработки и внедрения цифровых платформ, опережающее обучение преподавателей и студентов в области цифровых технологий и цифровой гигиены. Обозначены перспективы использования цифровых образовательных платформ в высшем образовании: учебная аналитика и прогнозирование образовательных программ, функционирование гибкой учебно-административной инфраструктуры в онлайн-офисах, интеграция информальных, неформальных и формальных стратегий самообразования студентов, преподавателей и сотрудников.
Ключевые слова: 
образовательное пространство, образовательный процесс, преподаватели и студенты, цифровизация, цифровая образовательная платформа, глубокое обучение, онлайн-обучение.
Библиографический список: 

1. В Китае отменили несколько крупных IPO платформ онлайн-образования // РБК. Новости, 31 мая 2021. – URL: https://quote.rbc.ru/news/article/60b4d9fb9a794743d622dc4b (дата обращения: 28.05.2022).
2. Залдивар Д. Изучение классических и метаэвристических методов оптимизации с использованием образовательной платформы на базе роботов LEGO // Международный журнал электротехники и образования. – 2021. – Т. 58, № 2. – С. 286–305.
3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. – М.: Русское слово – учебник, 2020. – 160 с.
4. Китай запускает две глобальные образовательные онлайн-платформы для поддержки обучения во время пандемии COVID-19 // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 5 мая 2020. – URL: https://iite.unesco.org/ru/news/kitaj-zapuskaet-dve-globalnye-obrazovate... (дата обращения: 02.04.2022).
5. Когнитивный подход: научная монография / отв. редактор В. А. Лекторский. – М.: Канон+. РООИ «Реабилитация», 2008. – 464 с.
6. Лекторский В. А. Глобальная цифровизация как экзистенциальный вызов // Человек в глобальном мире: риски и перспективы / отв. ред. Г. Л. Белкина; ред.-сост. М. И. Фролова. – М.: Канон+, 2021. – С. 20–32.
7. Покровская Н. Н., Леонтьева В. Л., Абабкова М. Ю., Каппелли Л., Д'Асенцо Ф. Инструменты цифровой коммуникации и процессы создания знаний для обогащения интеллектуальных результатов – опыт краткосрочных курсов электронного обучения во время пандемии // Интернет будущего. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 43.
8. Смирнова В. А. Развитие системы дистанционного обучения в вузовском образовании в период пандемии // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 2. – С. 41–46.
9. Смирнова О. Г., Процукович Е. А. Опыт использования образовательной платформы MOODLE в вузе // The Scientific Heritage. – 2020. – № 51-4. – С. 46–47.
10. Солдатова Г. Т. Анализ развития образовательных платформ // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XII международной научно-практической конференции (25 февраля – 1 марта). – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – С. 213–218.
11. Таратута И. В. Образовательная платформа MOODLE в обучении английскому языку в аграрном вузе // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-3. – С. 229–232.
12. Шимчук А. О. Формирование грамматических навыков с помощью дистанционной образовательной платформы MYGRAMMARLAB // Педагогика и современное образование: традиции и опыт. – 2021. – С. 37.
13. Afthinos Y., Kiaffas Z., Afthinos T. The Serious Game “Top Eleven” as an Educational Simulation Platform for Acquiring Knowledge and Skills in the Management of Sports Clubs // Technology, Knowledge and Learning. – 2022. – Vol. 27, № 1. – P. 255–273. (In Eng.)
14. Aldo Alexis P. V., Guadalupe Paulina A. F., Jaison Willian T. C. and Francisco José G.-P. Architectural View of an App for Walking Through a City in a Safe Way // Information Technology Trends for a Global and Interdisciplinary Research Community. – 2021. – P. 28. (In Eng.)
15. Arriaga-Trejo I. A. Design of a COTS Avionics Platform for Educational Purposes // 2021 IEEE International Summer Power Meeting/International Meeting on Communications and Computing (RVP-AI/ROC&C). – IEEE, 2021. – P. 1–5. (In Eng.)
16. Bai X., Li J. Intelligent platform for real-time page view statistics using educational big data digital resource sharing // Journal of Intelligent & Fuzzy Systems. – 2021. – Vol. 40, № 2. – P. 2851–2860. (In Eng.)
17. Bruant Gulejova B. Global cosmic ray studies educational platform Barbora Bruant Gulejova IPPOG. – 2021. – IPPOG-CONF-SLIDES-2021-023. – URL: https://cds.cern.ch/record/2779999 (In Eng.)
18. Cahyo P. W., Kusumaningtyas K., Aesyi U. S. A User Recommendation Model for Answering Questions on Brainly Platform // JURNAL INFOTEL. – 2021. – Vol. 13, № 1. – P. 7–12. (In Eng.)
19. Castro M. G. A., García-Peñalvo F. J. Erasmus+ Educational Projects on eLearning and Related Methodologies: Data From Erasmus+ Project Results Platform // Information Technology Trends for a Global and Interdisciplinary Research Community. – IGI Global, 2021. – С. 111–133. (In Eng.)
20. Chen C., Chen Z., Li Y. Monitoring Method of students’ Learning Behavior in Online Education Platform Based on Data Mining // International Conference on E-Learning, E-Education, and Online Training. – Springer, Cham, 2021. – P. 477–488. (In Eng.)
21. Costa L. D. et al. VR Tools–A Free Open-source Platform for Virtual and Augmented Reality Applications on the Web // Journal of Mobile Multimedia. – 2022. – P. 27–42. (In Eng.)
22. El-Fakdi A., Cufí X. An Innovative Low Cost Educational Underwater Robotics Platform for Promoting Engineering Interest among Secondary School Students // Electronics. – 2022. – Vol. 11, № 3. – P. 373. (In Eng.)
23. Endwia S. M., Kusumawati N., Irawan A. Factors Influencing Customer Satisfaction and Loyalty of Online Educational Platform in Indonesia: Analysis of E-Service Quality Factors // Proceeding Book of The 6th ICMEM 2021 (11–13 August 2021). – Bandung, 2021. (In Eng.)
24. Gamal Mahmoud Abdel-Rhaim H., Mahmoud Ismail A., Reyad Omar M. Using Educational Platform Edmodo for Developing Some Writing skills of the Third-Year Prep Students // Sohag University International Journal of Educational Research. – 2022. – Vol. 5, № 5. – P. 81–101. (In Eng.)
25. Gambo O. et al. Planning and Designing Online Vocational Skill Showcasing Platform: From an Educational Perspective // Journal of Technical Education and Training. – 2021. – Vol. 13, № 1. – P. 22–34. (In Eng.)
26. Gong Z. Research and Practice on the Construction of Psychology Courses in Normal Universities of Engineering and Technology on the Educational Cloud Platform // 2021 4th International Conference on Information Systems and Computer Aided Education. – 2021. – P. 858–861. (In Eng.)
27. Han Z., Xu A. Ecological evolution path of smart education platform based on deep learning and image detection // Microprocessors and Microsystems. – 2021. – Vol. 80. – P. 103–343. (In Eng.)
28. Hanna T., Marko T. & Juha S. The life and times of university teachers in the era of digitalization: A tragedy // Learning, Media and Technology. – 2022. DOI: 10.1080/17439884.2022.2048393. (In Eng.)
29. Kakavand S. The University’s Strategy behind the Implementation of Mobile Technology in Education & User Adaptation. Montpellier: 2018. Université de Montpellier: thèse de doctorat, Sciences de gestion, sous la direction de Rodhain, Florence Fallery, Bernard. – URL: https://ged.biu-montpellier.fr/florabium/jsp/nnt.jsp?nnt=2018MONTD020 (дата обращения: 26.03.2022). (In Eng.)
30. Koesoema A. P., Irawan Y. S., Egawa S. Development of a multilingual educational platform for cross-nation real-time distant interaction in youth disaster preparedness between Indonesia and Japan // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – IOP Publishing, 2021. – Vol. 630, № 1. – P. 012–019. (In Eng.)
31. López-Pernas S. et al. Escapp: A web platform for conducting educational escape rooms // IEEE Access. – 2021. – Vol. 9. – P. 38062–38077. (In Eng.)
32. Madzimure J. Investigatation of YouTube as an online platform used during remote learning forced by COVID-19 // EUREKA: Social and Humanities. – 2022. – Vol. 1. – P. 43–49.
33. Manikandan Set al. Intelligent and Deep Learning Collaborative method for E-Learning Educational Platform using TensorFlow // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. – 2021. – Vol. 12, № 10. – P. 2669–2676. (In Eng.)
34. Meyer M., Muller T., Niemann Richard A. Digitalization in higher education from the anonymous mass to personalized and individual learning relationships // Edulearn 18. 10th International Conference on Education and New Learning Technology (Palma, July, 2018). – P. 7014–7022. (In Eng.)
35. Moore S. D. M., Jayme B. D. O., Black J. Disaster capitalism, rampant edtech opportunism, and the advancement of online learning in the era of COVID19 // Critical Education. – 2021. –
Vol. 12, № 2. (In Eng.)
36. Munshi A. A., Alhindi A. Big Data Platform for Educational Analytics // IEEE Access. – 2021. – Vol. 9. – С. 52883–52890. (In Eng.)
37. Nácher M. J. The effectiveness of the GoKoan e-learning platform in improving university students’ academic performance // Studies in Educational Evaluation. – 2021. – Vol. 70. – P. 101026. (In Eng.)
38. Perrotta C. Programming the platform university: Learning analytics and predictive infrastructures in higher education // Research in Education. – 2021. – Vol. 109, № 1. – P. 53–71. (In Eng.)
39. Su Y. S., Lai C. F. Applying educational data mining to explore viewing behaviors and performance with flipped classrooms on the social media platform Facebook // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.653018/full (In Eng.)
40. Vlizos S., Sharamyeva J. A., Kotsopoulos K. Interdisciplinary Design of an Educational Applications Development Platform in a 3D Environment Focused on Cultural Heritage Tourism //International Conference on Emerging Technologies and the Digital Transformation of Museums and Heritage Sites. – Springer, Cham, 2021. – P. 79–96. (In Eng.)
41. Waldron A. Time Management in Online Higher Education Courses. Degree: EdD, Education, 2020, Johns Hopkins University. – URL: http://jhir.library.jhu.edu/handle/1774.2/63557. (дата обращения: 20.04.2022). (In Eng.)
42. Yan Y., Zhang X. Research on the Construction of University Music Teaching Cloud Platform Based on Data Mining // 2021 4th International Conference on Information Systems and Computer Aided Education. – 2021. – P. 311–314. (In Eng.)
43. Zhao N., Wu M., Chen J. Android-based mobile educational platform for speech signal processing // International Journal of Electrical Engineering Education. – 2017. – Vol. 54, № 1. – P. 3–16. (In Eng.)
44. Zhuang S., Wang X. The Application and Exploration of the “One Platform and Three Terminals” Smart Teaching System Under the Background of Educational Informationization // International Conference on Application of Intelligent Systems in Multi-modal Information Analytics. – Springer, Cham, 2021. – P. 652–659. (In Eng.)