УДК: 
37.014(510)
Рулиене Любовь Нимажаповна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, ruliene@bsu.ru, Улан-Удэ
Лю Вэйжань
аспирант кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, liuweiran126@126.com, Улан-Удэ

Модернизация профессионально-педагогического образования в Китае: от метафоры до программы

Аннотация: 
Актуальность исследования объясняется необходимостью переосмысления и применения успешной реформаторской практики в национальной системе образования Китая. Одним из эффективных средств трансляции идеологических и политических концепций является метафорический язык. В публикации раскрывается суть метафоры «Четыре луча и восемь столпов». Цель статьи заключается в изучении особенностей разработки и реализации реформ в Китае на примере модернизации профессионально-педагогического образования. Методологической основой исследования послужили междисциплинарный подход, теория развития образования в условиях перехода к постиндустриальному обществу, комплексные исследования в области реформирования образования. Охарактеризованы концепции, принципы, пути, государственные гарантии реформы профессионального образования в Китае. Выявлены особенности разработки образовательных реформ в Китае: тесная связь с национальными стратегиями («Один пояс и один путь», «Инновационный драйв», «Искусственный интеллект», «Восстановление сельской местности»), идеологическое воспитание учителей, укрепление учителей базового образования. Подготовка учителей включает содержательный и инструментально-технологический аспекты. Полезными для российской образовательной системы могут быть следующие идеи: самообучение как норма жизни учителя; активное освоение гибридного обучения; опережающая, а не догоняющая подготовка учителей; организация мотивированной деятельности (программа «Сильные учителя»); точность, дисциплина и порядок в образовательной практике; создание цифровых платформ для непрерывного образования учителей. В заключении намечены перспективы развития системы педагогического образования с учетом китайской специфики.
Ключевые слова: 
Китай; «четыре луча и восемь столпов»; модернизация профессионально-педагогического образования; «сильные учителя»; непрерывное образование; гибридное обучение
Библиографический список: 

1. Выступление Си Цзиньпиня на заседании Всекитайского комитета Народной политической консультативной конференции Китая (ВК НПКСК) 30 декабря 2016 г. // Официальный сайт агентства Синьхуа. – URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2017-01/13/c_129444566.htm (дата обращения: 15.01.2023).
2. Караковский В. А. Воспитание для всех. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
3. Кулинцев Ю. В. Стратегия «двойной циркуляции» и ее влияние на российско-китайские отношения // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2021. – № 26. – С. 242–255.
4. Сеть непрерывного образования учителей начальных и средних школ Чэнду. – URL: https://www.cdjxjy.com/SiteWeb/index.htm (дата обращения: 15.01.2023).
5. Ши Шу. Анализ метафор в китайском политическом дискурсе с позиций когнитивной теории (на материале сборника «Си Цзиньпин о государственном управлении», часть третья)» // Политическая лингвистика. – 2022. – № 4 (94). – С. 154–159.
6. 教育部等八部门. 教育部等八部门关于印发《新时代基础教育强师计划》的通知 [EB/OL] (2022-04-11) [2022-06-14]. – URL: http:// www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7034/202204/t20220413_616644. html (дата обращения: 15.01.2023).
7. 王金涛,李方. 从设计到实施:培训精准性的衰减析因及改进——基于2021 年“国培计划”中西部项目实施视导调研[J] // 教师发展研究. 2022. – № 6(1). – P. 58–64.
8. 教育部等八部门. 教育部等八部门关于印发《新时代基础教育强师计划》的通知 [EB/OL]. (2022-04-11) [2022-06-14]. – URL: http:// www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7034/202204/t20220413_616644. html (дата обращения: 15.01.2023).
9. 武艳. OECD 发布《TALIS 2018:教与学的新透视》[J] // 世界教育信息. – 2019. – № 32(15). – P. 72. (дата обращения: 15.01.2023).