УДК: 
316.6+373
Шабанов Артем Геннадьевич
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, shabanov_11.01.84@mail.ru, Новосибирск

Психолого-педагогическое сопровождение социальной успешности подростков в школе

Аннотация: 
В настоящее время в мировом масштабе и в России актуален вопрос развития, формирования и сопровождения социальной успешности подрастающего поколения. В подростковом возрасте формируются новые базовые потребности и ведущая деятельность, поэтому очень важно эффективно взаимодействовать с другими людьми и позитивно самореализовываться. Цель статьи – проанализировать социальную успешность подростков и разработать рекомендации по психолого-педагогическому развитию успешности. Методология и методы исследования: деятельностный подход, задающий ориентир включения подростка в многообразие направлений эмоционально насыщенной социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Подростковый возраст был исследован в работах Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, Н. И. Крылова, А. В. Петровского, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и др. Исследования теории успеха проводились многомасштабно в разнообразных отраслях социально-гуманитарного знания отечественными учеными (В. И. Бакштановский, Н. А. Батурин, О. И. Ефремова, Е. Т. Конюхова, Е. М. Корж, Г. Ю. Ксензова, В. А. Лабунская, А. К. Маркова, Н. И. Нефедова, А. М. Рикель, Г. Л. Тульчинский) и зарубежными учеными (А. Бандура, У. Джемс, Д. А. Дильман, К. Мангейм, Р. Стренберг, П. Тиллих, Э. Фромм). Методы исследования: тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д. А. Леонтьева), опросник «Определение успеха» (Д.А. Бухаленкова), опросник «Стиль саморегуляции поведения», экспертная оценка социальной успешности (Н. В. Калинина). Заключение. Педагогическое наблюдение позволило судить об отсутствии глубинного понимания социальной успешности у подростков, завуалированности ценностных взглядов на социальные установки, принципы, нормы и требования. Опрошенные подвержены влиянию авторитетов, которые непосредственно вкладывают в мировоззренческую позицию подростка те или иные идеалы настоящего и будущего.
Ключевые слова: 
подросток, успех, успешность, социальная успешность
Библиографический список: 

1. Абрамова В. В. Педагогическое сопровождение как ресурс наращивания субъектности личности будущего педагога // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 215–220.
2. Александрова Е. А. Создаем систему воспитательной работы в школе // Народное образование. – 2008. – № 9. – С. 227–235.
3. Белкин A. C. Ситуация успеха. Как её создать? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
4. Дронова Е. Н. Социально-психологическая поддержка личности // Философия образования. – 2007. – № 2. – С. 276–280.
5. Кожакина С. О. Формирование социальной успешности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2014. – 24 с.
6. Конюхова Е. Т. Установки личности в профессиональной деятельности. – Новокузнецк: Изд-во РИО КузГПА, 2017. – 263 с.
7. Ксензова Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования: учебное пособие для вузов. – М., 2018. – 349 с.
8. Лаврентьева З. И. Социальное развитие личности: педагогический аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2006. – Т. 12, № 2. – С. 35–41.
9. Ларионова И. А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 198–206.
10. Левченко В. В. Секреты успеха и успешности современного человека: монография. – М.: Флинта, 2014. – 259 с.
11. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26–31.
12. Ромм Т. А. Теория воспитания в изменяющемся обществе // Вопросы воспитания. – 2014. – № 1. – С. 57–65.
13. Тодышева Т. Ю. К вопросу об успешности профессиональной деятельности менеджеров // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 23 (54). – С. 221–227.
14. Шабанов А. Г. Организация социально-педагогической деятельности в молодежной среде // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 6. – С. 56–61.
15. Шабанов А. Г. Выявление и анализ проблем современного студенчества средствами общественных организаций // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 1. – С. 39–44.
16. Шабанов А. Г. Теоретические аспекты формирования лидерских качеств молодежи во внеурочной деятельности вуза // ЦИТИСЭ. – 2019. – № 4 (21). – С. 509–517.
17. Щуркова Н. Е. Горизонт воспитания. – М.: ИТРК, 2018. – 160 с.
18. Ястребов В. В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 24 с.
19. Яшнова О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: монография. – М., 2018. – 104 с.
20. Ruys K., Stapel D. The Secret Life of Emotions // Psychological Science. – 2008. – Vol. 19. – P. 385–391.
21. Theorien und Konzepte der pädagogischen Anthropologie / Hrsg. J. Petersen und G. B. Reinert. – Donauwörth, 1994. – 312 s.