УДК: 
37.0+376+159.9
Гудкова Татьяна Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, gudkovatv@mail.ru, Новосибирск

Организация партнерского взаимодействия тьютора и образовательного учреждения с родителями детей с ОВЗ

Аннотация: 
Статья посвящена анализу проблемы партнерского взаимодействия специалистов образовательного учреждения с родителями детей с ОВЗ, что является ее целью. Во введении акцентируется внимание на современных позициях родителей, которые выступают в качестве важных партнеров в системе сопровождения своего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Методология и методы. Исследование проводилось на основе изучения современной образовательной среды в системе тьюторского сопровождения и построено с использованием методов анализа, обобщения психолого-педагогической литературы и нормативных документов в образовании, наблюдения. Результаты исследования, обсуждение. В работе говорится о том, что собственные наблюдения и исследования в этом плане свидетельствуют о том, что семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, имеют значительные самостоятельные ресурсы, которые очень важны для развития и обучения их ребенка. Описываются важные условия эффективности работы специалистов с родителями, особо отмечается системный ее характер. Наряду с этим в статье отводится особое внимание системе тьюторского сопровождения. Выделяются характерные особенности семейного тьюторства. Приводятся и раскрываются существенные основания для формирования партнерских взаимоотношений. В заключении в работе указывается, что тьютор в системе сопровождения занимает очень важную позицию, помогая в организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах. На основе исследований констатируется единство взглядов и делается вывод о том, что специалисты, работающие с детьми с ОВЗ и их семьями, должны устанавливать и поддерживать продуктивные, партнерские отношения с родителями. Такой характер взаимодействия позволяет повысить потенциал коррекционно-развивающего процесса.
Ключевые слова: 
тьюторское сопровождение, семейное тьюторство, партнерское взаимодействие, родители, дети с ОВЗ, индивидуальный образовательный маршрут
Библиографический список: 

1. Бардышевская М. К., Бардышевский Н. В., Львова И. А. и др. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции: сборник методических работ. – М.: Сигналь, 2001. – 188 с.
2. Афанасьева Р. А., Карпушенко В. И. Роль тьюторов в реализации комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 5. – С. 82–86.
3. Гордеева С. Б. Практика тьюторского сопровождения детей с тяжелыми формами аутизма в начальной школе // Аутизм и нарушения развития. – 2019. – Т. 17, № 3 (64). – С. 47–59.
4. Гудкова Т. В. Технология тьюторского сопровождения в системе специального и инклюзивного обучения // Современные образовательные технологии в подготовке учителей математики, физики, информатики и экономики на основе традиций и инноваций: монография / Е. В. Андриенко, Т. Н. Добрынина, А. Н. Дахин [и др.]. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – С. 51–66.
5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н [Электронный ресурс]. – URL: http://bizlog.ru/eks/eks-18/ (дата обращения: 07.08.2022).
6. Зинина В. Г. Система работы с родителями с тьюторских позиций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 21–22. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/770957.htm. (дата обращения: 07.08.2022).
7. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. – 116 с.
8. Манелис Н. Г., Панцырь С. Н., Хаустов А. В. и др. Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС: методические рекомендации / под общ. ред. А. В. Хаустова, Н. Г. Манелис. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 85 с.
9. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: главы из книги / Дэвид Митчелл; пер. с англ. – М.: Перспектива, 2011. – 138 с.
10. Писаренко И. А., Костина Л. М. Образовательные запросы семьи в тьюторском сопровождении школьников // XXV Страховские чтения: материалы Всерос. науч. конф. в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ / под ред. М. С. Ткачевой. – М.: Перо, 2017. – С. 215–220.
11. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 №45406): Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/d92c54684b45959fe3... (дата обращения: 11.05.2022).
12. Тьютор в образовательном пространстве: учеб. пособие / под ред. В. П. Сергеевой. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 192 с.
13. Феррои Л. М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 94 с.
14. Феррои Л. М., Панюшева Т. Д. Понять, чтобы помочь (из опыта работы с родителями) // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – Т. 9, № 3. – С. 30–39.
15. Хаустов А. В., Богорад П. Л. [и др.]. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 125 с.
16. Хоменко И. А. Проектирование образовательного маршрута семьи // Народное образование. – 2011. – № 8. – С. 266–270.
17. Хоменко И. А. Семейное тьюторство как инновационный ресурс образовательного учреждения // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 110–114.
18. Шаг навстречу: тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / В. С. Васильева, М. А. Кузнецова [и др.]. – Челябинск: Цицеро, 2017. – 170 с.
19. Mitchell D. ‘A developmental systems approach to planning and evaluating services for persons with handicaps’ // Rehabilitation Education, Beckenham: Croom Helm / ed. R. I. Brown. – 1986. – Vol. 2. – P. 126156.