УДК: 
159.9
Бобкова Татьяна Степановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления, Самарскй государственный экономический университет, tsbobkova@mail.ru, Сызрань

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ РАЗВИТИЯ

Аннотация: 
В настоящее время стала очевидной тенденция к трансформации социальных и половых ролей мужчин и женщин, которая негативно отражается на полоролевой социализации подрастающего поколения. Для успешной адаптации и интеграции в социум, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Однако у детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах ограничены возможности познания этих ориентаций, вследствие чего возникает вероятность нарушений в сфере полового самосознания ребенка. В статье рассматривается вопрос о применении полупроективных методик в исследовании половой идентификации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома. Автором представлены теоретический аспект указанной проблемы и материалы практического опыта.
Ключевые слова: 
половая идентификация, маскулинность, феминность, андрогинность, подростки, детский дом, обычные и приемные семьи.
Библиографический список: 

1. Бобкова Т. С., Виноградова Г. А. Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №2. –– С. 228–244.
2. Бобкова Т. С. Особенности психодиагностической работы психолога детского дома // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2013. – №4. – С. 245–249.
3. Бобкова Т. С., Виноградова Г. А. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Вып. 2 – 2010. – Том 12. – №3. – С. 386–393.
4. Дворянчиков Н. В., Герасимов А. В. Особенности применения проективных методов при диагностике и изучении лиц с аномальным сексуальным поведением // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Lomonosov-96». – Москва, 1996. – C. 16–17.
5. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982. – 190 с.
6. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 1989. – № 3. – С. 29–32.
7. Мухина В. С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родитель¬ского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. – М., 1989. – 246 с.
8. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
9. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. –1997. – №4. – С. 37–41.
10. Юнусова Р. А. Полоролевая идентификация подростков группы риска: автореф. дис. … канд. психол. Наук. – Москва, 2008.– 23 с.