УДК: 
378.046.4
Воронцова Анна Валерьевна
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет, annavorontsova@ksu.edu.ru, Кострома
Вишневская Оксана Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет, сherry14.88@mail.ru, Кострома
Скворцова Марина Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет, dobrutmarina@mail.ru, Кострома
Корсакова Анастасия Александровна
старший преподаватель кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет, korsakova.a.a@mail.ru, Кострома

Развитие воспитательных компетенций педагогов организаций среднего профессионального образования

Аннотация: 
Проблема. В статье актуализируется противоречие между возрастающими требованиями государства и общества к эффективной воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования и недостаточной готовностью педагогов-предметников к решению этих задач. Проблема статьи – каковы эффективные пути и средства развития воспитательных компетенций педагогов СПО? Цель статьи – описать и обосновать эффективность предложенных путей и средств развития воспитательных компетенций педагогов СПО. Методология. В статье представлено методическое описание деятельности по развитию воспитательных компетенций педагогов СПО во взаимодействии «университет – колледж». Содержание, структура и формы деятельности были спроектированы на основании диагностики актуального уровня воспитательных компетенций педагогов. Оценка осуществлялась на основании компетентностной модели воспитательных компетенций по трем критериям – когнитивному, мотивационному и практическому. Выявленные проблемы и запрос преподавателей колледжа определили темы семинаров, а также выбор интенсивных форм работы. Количественно-аналитический дизайн результатов проведенных занятий основывался на данных, сопоставляемыx «до» и «после» (test-retest) участия во встречах с учетом статистической значимости измеряемыx явлений. Для оценки эффективности занятий были использованы опросник и рефлексивные отчеты участников после трех встреч.
Ключевые слова: 
воспитание; воспитательные компетенции организации среднего профессионального образования; педагог СПО; интенсивные формы повышения квалификации; диагностика воспитательных компетенций
Библиографический список: 

1. Аверин А. В., Жидиков В. В., Корнева И. В. и др. Основы управления проектами / под ред. С. А. Полевого. – М.: Издательство «КноРус», 2020. – 258 с.
2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Что такое воспитание в современном среднем профессиональном образовании? [Электронный ресурс] // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 2 (45). – C. 4–14. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-vospitanie-v-sovremennom-sr... (дата обращения: 13.07.2022).
3. Воронцова А. В., Вишневская О. Н., Голицина С. С., Ершова М. В., Корсакова А. А., Петрова М. С., Райкина М. А., Сутягина Т. В. Результаты диагностики воспитательных компетенций у обучающихся программ бакалавриата направления «Педагогическое образование» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 1. – С. 170–182. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-170-182 (дата обращения: 01.08.2022).
4. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Наука для образования сегодня. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 33–45.
5. Дудина О. П. Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2020. – № 1. – С. 113–118. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42915576 (дата обращения: 01.08.2022).
6. Казаринова О. В. Опыт и тенденции развития воспитательной системы в профессиональных образовательных организациях Кировской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Лучшие практики СПО: воспитательный аспект: Региональная научно-практическая конференция (Киров, 21 апреля 2021 года): сборник материалов. – Киров, 2021. – С. 6–13.
7. Кириленко Т. В. Создание вариативной системы воспитания в учреждении СПО // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 11. – С. 9–11.
8. Копылов С. Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы XV междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. Е. А. Омельченко. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. – С. 49–54.
9. Остапенко И. А. Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 456–460. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970106.htm (дата обращения: 01.08.2022).
10. Collaboration and Transition in Initial Teacher Training / ed.: M. Wilkin, D. Sankey. – London; Philadelphia: Kogan Page, 1994. – 192 p.