УДК: 
378.186
Мельничук Марина Владимировна
Доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор, руководитель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, mvmelnichuk@fa.ru, Москва
Белогаш Марина Анатольевна
Доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, mbelogash@fa.ru, Москва

Социально-эмоциональный аспект развития вторичной языковой личности при обучении профессиональному иностранному языку

Аннотация: 
В статье рассматриваются особенности проявления взаимосвязи между развитием различных аспектов языковой личности и ее социально-эмоциональных компетенций. Подчеркивается значение языка в процессе создания информационной картины мира. Ввиду того, что языковая идентичность личности проявляется в том, как она вербализует свой опыт, самосознание формируется через культурные ценности того языка, на котором происходит коммуникация. Основное внимание уделяется социализации языковой личности и ее обогащению посредством формирования вторичной языковой личности в процессе изучения иностранного языка. Целью данного исследования является анализ факторов, влияющих на успешное развитие вторичной языковой личности в процессе ее социализации в условиях профессионально ориентированной иноязычной коммуникации, а также изучение взаимосвязи между уровнем развития социально-эмоциональных компетенций студентов, их осознанности с успешностью освоения иностранного языка. Методология. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) и частных методов познания, что позволило провести анализ и синтез теоретического и практического материала. Авторы приходят к выводу, что социально-эмоциональные навыки студентов влияют на интерпретацию студентами своего опыта иноязычной коммуникации, обуславливают позитивную социализацию, эффективное развитие вторичной языковой личности и создают синергетический эффект устойчивой самоидентичности студентов. Так как языковая личность формируется в процессе языковой и общекультурной интерпретации информационной картины мира, для развития вторичной языковой личности необходимо создание обучающего нарратива как инструмента мышления для создания условий развития и эффективного применения социально-эмоциональных компетенций. Социально-эмоциональные компетенции являются приобретенными свойствами языковой личности и в процессе формирования вторичной языковой личности становятся важнейшим механизмом ее развития.
Ключевые слова: 
языковая личность; вторичная языковая личность; идентичность; самоосознание; социально-эмоциональные компетенции
Библиографический список: 

1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 261 с.
2. Кондина А. С., Пастухова Е. В. Проявление эмоционального интеллекта как существенный признак нарративизации вторичной языковой личности // Верхневолжский филологический вестник. – 2019. – № 2 (17). – С. 156–165.
3. Лавринова Н. Н. Культурологический аспект изучения теорий языковой личности // Аналитика культурологии. – 2007. – № 1 (7). – С. 46–47.
4. Мельничук М. В., Калугина О. А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 14, № 8. – С. 2627–2732.
5. Милованова Л. А. Языковая личность: факторы становления и развития // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. –2005. – № 4. – С. 68–77.
6. Пономаренко Е. П. Развитие языковой личности студентов технического университета в процессе рефлексивного обучения иностранному языку // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. – 2021. – № 53. – С. 137–148.
7. Сороковых Г. В., Прибылова Н. Г. Развитие социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5, № 1. – С. 46–50.
8. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века: сб. статей. – М.: РГГУ, 1995. – 432 с.
9. Халеева И. И. Социальный дискурс в межцивилизационных процессах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 6 (717). – С. 15–22.
10. Brackett M. A., Rivers S. E. Transforming students’ lives with social and emotional learning // International handbook of emotions in education / eds. R. Pekrun, Linnenbrink-Garcia. L. – Routledge/Taylor & Francis Group, 2014. – P. 368–388.
11. Bruner J. The Narrative Construction of Reality // Critical Inquiry. – 1991. – № 18 (1). – P. 1–21.
12. Chomsky N. Language and mind. – Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
13. Christenson S. L., Reschly A. L., Wylie C. Handbook of research on Student Engagement. – Springer Science+Business Media, LLC, 2012.
14. Fletcher C., Bailey C. Assessing Self-Awareness: Some Issues and Methods // Journal of Managerial Psychology. – 2003. – № 18 (5). – P. 395–404.
15. García-Bullé S. What is social intelligence and why it should be taught at schools. Institute for the Future Education. – 2019. – URL: https://observatory.tec.mx/edu-news/social-intelligence/ (дата обращения: 10.11.2022).
16. Goleman D. Emotional Intelligence. Why it can matter more than IQ? – New York: Bantam Books, 1995. – 352 p.
17. Levitan K. M., Medvedeva L. G. The Formation of a Professional Linguistic Personality of a Law Student in the Learning Environment of a Higher Institution // Social and Behavioral Sciences. The XXV Annual International Academic Conference, Language and Culture (20–22 October 2014). – 2014. – P. 305–308.
18. Lewis M. Shame: The Exposed Self. – New York: The Free Press, 1992. – 215 p.
19. Ochirova I. N. The concepts “personality”, “language personality” and possibility of their modeling in a literary text. Theoretical and Applied Linguistics. – 2015. – № 1 (4). – P. 18–21.
20. Oz H., Demirezen M., Pourfeiz J. Emotional intelligence and attitudes towards foreign language learning: Pursuit of relevance and implications // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 186. – С. 416–423.
21. Prentis M. Feel more fun in French. Your personality cn change depending on the language you speak. – 2017. – URL: https://qz.com/925630/feel-more-fun-in-french-your-personality-can-chang... (дата обращения: 12.11.2022).
22. Ryan A. M., North E. A., Ferguson N. S. Handbook of Student Engagement Interventions. Chapter 6 – Peers and Engagement. Working with disengaged students. Academic Press, 2019. – P. 410.