Лукьянов Олег Валерьевич
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Томский государственный университет, lukyanov7@gmail.com, Томск
Аннотация:
В статье актуализируется вопрос о гармоническом порядке современной психологии, психологии «цифровой» эпохи. В свете тенденций к цифровизации рассматривается проблема уточнения системных оснований психологических мерностей (психологической масштабности). Новые мерности в психологии – это форма размышления над актуальным сегодня императивом перехода к новому миропорядку. Предлагается система координат, построенная на осях комплементарности экзистенциалов «оцифрованного мира»: ось горизонтов (порядков, «пространств»), «цифровизация для человека – человек для цифровизации» и ось полюсов (вращений, последовательностей, «времен»), «уважение к старому – созидание нового».
Цель исследования заключается в пересмотре и уточнении предположений о будущем, интенций ответа на императивы новой, ожидаемой и созидаемой эпохи, символизируемой метафорой цифровизации.
Методология исследования: системно-антропологическая психология, выявление соответствий, комплементарных отношений, отвечающих тенденции развития и форме присутствия. На основании опыта обобщений выдвигаются гипотезы ориентационного характера.
В заключении делается вывод, что императив наступающей психологии состоит в уточнении соответствий присутствия и бытия. При этом приоритет у присутствия. От дилеммы «фиктивность – подлинность» необходимо перейти к троичности: «И фиктивность и подлинность» с персональной ответственностью. Вызов нового мира не в том, чтобы выбрать «хорошую» цифровизацию и не выбрать «плохую». Не «Или-Или», а «И-И». Нам следует найти новые психологические мерности, чтобы своевременно имитировать жизнь и своевременно присутствовать в жизни. Для новой реальности нам нужны «новые психологические органы» различения.
Ключевые слова:
развитие; дискурс; творчество; ответственность; смысл; будущее; комплементарность
Библиографический список:
1. Анчаров М. Л. Теория невероятности: роман и повесть. – М.: Молодая гвардия, 1966. – 288 с.
2. Казанская И. В., Ямщиков С. В., Ромашкина А. П. Потребление и потребительское поведение в цифровую эпоху // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – № 1. – С. 43–47. DOI: 10.23672/t1024-0645-1658-b
3. Кундера М. Бессмертие / пер. с чеш. Нины Шульгиной. – СПб.: Азбука, 1996. – 365 с.
4. Кузембаева Р. А. К вопросу о формировании понятийного аппарата цифрового образования // Обзор педагогических исследований. – 2022. – Т. 4, № 1. – С. 194–201.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
6. Лешкевич Т. Г. Человек-виртуал и передача культурных ценностей поколению эпохи цифры // Вопросы философии. – 2022. – № 3. – С. 53–63. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-3-53-63
7. Лукьянов О. В. Психология от конца к началам // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2021. – Т. 23, № 2. – С. 447–455. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-447-455
8. Савельев С. В. Церебральный сортинг. – М.: Веди, 2016. – 232 с.
9. Талеб Н. Н. Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни. – 1-е изд. – М.: КоЛибри, 2018. – 384 с.
10. Щедрина И.О. Трансформация самосознания в цифровом пространстве: от нарратива к сторителлингу // Вопросы философии. – 2022. – № 3. – С. 133–142. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-3-133-142
11. Pinto M., Leite C. Digital technologies in support of students learning in Higher Education: literature review // Digital Education Review. – 2020. – № 37. – С. 343–360. DOI: 10.1344/DER.2020.37.343-360