УДК: 
37.01
Алиев Тимур Имирбегович
аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, ., Новороссийск

Государственно-патриотическое воспитание сотрудников правоохранительных органов и специальных служб России как актуальная проблема в педагогической аксиологии

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема проявления общечеловеческих, национальных (общероссийских) государственных и служебно-профессиональных ценностей, которые гарантируют ответственность и развитие патриотизма в процессе выполнения многофункциональных обязанностей в жизни и на службе каждого сотрудника правоохранительных и специальных служб России. Цель статьи – обосновать концептуальные положения проблемы государственно-патриотического воспитания сотрудников правоохранительных органов и спецподразделений России, выявить ключевые группы ценностей и ценностные ориентации, выделить главные принципы воспитательной деятельности, определить методы и формы целенаправленной и систематической воспитательной работы. Методология. Исследование проводилось на основе реализации аксиоматического подхода, который служит методологической базой формирования национально-патриотического мировоззрения сотрудников правоохранительных и специальных служб Российской Федерации. На базе основ аксиологической педагогики рассматриваются основные концептуальные положения и идеи государственно-патриотического воспитания. Эффективное применение положений педагогической аксиологии к государственному воспитанию и патриотической деятельности требует творческого применения структурных компонентов государственного патриотизма со стороны руководства и сотрудников правоохранительных органов и спецподразделений России: знаний, мотивации, ценностей, позитивной и поведенческой подготовки. Результаты исследования. Автор обосновывает комплекс ценностей, воплощающих нравственно-патриотические идеалы и служащих эталонами порядочности и патриотизма для молодежи, условно классифицируемых как фундаментальные ценности (Родина, Отечество, патриотизм, верность, культура, язык, история, традиции, вера) и профессиональные ценности. Рассматриваются механизмы реализации государственно-патриотического воспитания: цели, категории социальных ценностей сотрудников (в том числе доминирование патриотизма), принципы (научность, гуманизм, системность, приоритет, преемственность, комплексный подход, позитивное действие, дифференцированный подход), формы, методы (обучение и воспитание). Заключение. Изложенные результаты проведенного исследования имеют существенное значение для правоохранительных органов и специальных служб в рамках проводимых организационно-штатных реформ.
Ключевые слова: 
аксиологический подход; аксиология; патриотизм; патриотическая деятельность; патриотические ценности; патриотический идеал; патриотическое воспитание; принципы патриотического воспитания; правоохранительные органы спецслужб России
Библиографический список: 

1. Алиев Т. И. Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода: итоги педагогического эксперимента // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2 (69). – С. 72–77.
2. Алиев Т. И. Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 1 (580). – С. 14–17.
3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 223 с.
4. Боева О. М., Мальцева Т. В. Аксиологический подход в воспитании личного состава органов внутренних дел. // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2018. – № 3. – С. 16–17.
5. Воронцов С. А. Спецслужбы России: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 450 с.
6. Дьяков Э. Н., Шарухин А. П. Концепция государственно-патриотического воспитания курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-4. – С. 63–67.
7. Ершова О. И. Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте аксиологического подхода // Педагогическая наука и образование. – 2020. – № 4 (33). – С. 52–60.
8. Ильин В. В. Аксиология. – М.: Проспект, 2020. – 192 с.
9. Кирьякова А. В., Кирьякова А. В., Мелекесов Г. А., Моисеенко Л. В., Ольховая Т. А. Педагогическая аксиология: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2020. – 283 с.
10. Копылов А. А. Аксиология социокультурной среды силовых структур // Аналитика культурологии. – 2011. – № 2 (20). – С. 16–27.
11. Куликова С. В. Формирование национального самосознания россиян: от педагогической аксиологии к воспитательным практикам // Проблемы современного образования. – 2018. – № 3. – С. 27–34.
12. Погорелый А. П. Патриотизм как духовная основа военного образования // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. – 2021. – № 4 (26). – С. 105–109.
13. Розин В. М. Философия образования: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019. – 434 с.
14. Рудаков А. В. О проблемах совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. – 2018. – № 1. – С. 91–99.
15. Сластёнин В. А., Образцов П. И., Уман А. И., Виленский М. Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2021. – 258 с.
16. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
17. Сосновская Н. И. Педагогическая аксиология как развивающаяся отрасль педагогической науки // Актуальные проблемы педагогических исследований: материалы XVII аспирантских чтений (23 апреля 2021 года). – Минск: Издательство Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, 2021. – С. 81–86.
18. Талынёв В. Е., Байков Н. М. Ценности и профессиональная мотивация руководителей органов государственной военной службы: социологический анализ // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2008. – № 3 (10). – С. 127–136.
19. Томилин А. Н., Байбаков Р. А. Моделирование процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 1 (80). – С. 105–107.
20. Томилин А. Н., Корнилова М. Ю. Основы патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя // Человек и образование. – 2015. – № 4 (89). – С. 162–168.
21. Томилина С. Н. Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 3. – С. 36–44.
22. Федулов Б. А. Аксиологические основы воспитания на общенациональной российской идее: монография. – Барнаул: Издательство Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. – 188 с.
23. Чернявский А. Г. Теория права в связи с аксиологией ценностей // Образование и право. – 2020. – № 7. – С. 50–58.
24. Яковлева И. В. Аксиология образования и проблемы изучения современного человека: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – 183 с.
25. Ardashkin I. B. Philosophy of Education as a Social Development Factor: World Trends and Prospects for Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – Р. 277–286.