УДК: 
378
Закиева Рафина Рафкатовна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры промышленной электроники, Казанский государственный энергетический университет, rafina@bk.ru, Казань, Россия

Управление процессуальным (технологическим) компонентом системы подготовки инженера

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме управления качеством образования в техническом университете на основе критериальной оценки и мониторинга профессионального развития студента с использованием цифровых ресурсов. Механизм управления качеством образования включает мониторинг и оценку профессионального развития студентов, анализ образовательной ситуации и принятие решений о корректировке содержания и методов формирования готовности будущих специалистов к инженерной деятельности. Данная работа является продолжением проводимых автором исследований управления качеством образования. Целью статьи является рассмотрение влияния политик университета по основным направлениям деятельности на процессуальный (технологический) компонент системы подготовки инженера и предложение комплекса мер, направленных на повышение качества образования. Методологию исследования составили системный подход, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, компетентностный подход и кибернетический подход. В заключении на основе рассмотренных политик университета по основным направлениям деятельности на процессуальный (технологический) компонент системы подготовки инженера предлагаются комплексы мер, направленных на повышение качества образования.
Ключевые слова: 
управление качеством образования; образовательный процесс; политика университета по основным направлениям деятельности; оценка профессионального развития студента; технический университет; будущий инженер
Библиографический список: 

1. Сериков В. В., Закиева Р. Р. Оценка профессионального развития студентов как инструмент управления качеством образования в техническом вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1. – № 2 (83). – С. 75–86.
2. Сериков В. В., Леонтьев А. В., Закиева Р. Р. Подходы к измерению компетентности специалиста и оценка его сформированности // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 1 (150). – С. 29–35.
3. Аванесов B. C. Определение педагогического теста // Управление школой. – 1999. – № 28. – С. 49–69.
4. Broadbent J., Poon W. L. Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review // The Internet and Higher Education. – 2015. – Vol. 27. – P. 1–13.
5. Van Vught F. Mission Diversity and Reputation in Higher Education // Higher Education Policy. – 2008. – № 21 (2). – P. 151–174.
6. Селиванова Н. Л. Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 4, Т. 1. – С. 6–9.
7. Нарбут Н. П., Фёдоров В. А. Субъект-объектные отношения в социальном управлении: вопросы методологии и обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. – 2008. – № 2. – С. 5–14.
8. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
9. Виноградова Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1994. – 36 с.
10. Старыкина С. Д., Нуриев Н. К. Теоретические основы дидактической инженерии // Образовательные технологии и общество. – 2019. – Т. 22, № 1. – С. 101–110.
11. Роберт И. В. Прогноз развития информатизации образования как области научно-педагогического знания // Педагогическая информатика. – 2015. – № 1. – С. 64–80.
12. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.
13. Чигиринская Н. В. Формирование экономической культуры инженера в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Волгоград, 2010. – 39 с.
14. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 8. – С. 20–26.
15. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.