Антропова Римма Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, кафедры английского языка, кафедры лингвистики и теории перевода факультета иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, slender@ngs.ru, Новосибирск
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов-старшекурсников на основе технологии веб-квестов в педагогическом вузе
Аннотация:
В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетенции на иностранном языке в педагогическом вузе у студентов-старшекурсников. Анализируются этапы работы над веб-квестом с точки зрения коммуникативного взаимодействия студентов в условиях цифровизации учебного процесса.
Цель статьи – обосновать эффективность применения образовательной технологии веб-квестов в учебном процессе с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов-педагогов на старших курсах педагогического вуза.
Методология и методы исследования. Исследование проводилось в рамках внедрения системы проектного обучения в программу дисциплины «Иностранный язык» / «Практика устной и письменной речи» на старших курсах Института детства и факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета с целью расширения интерактивных методов формирования и совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся. В качестве методов использовались анализ методической, психолого-педагогической и специальной научной/профессиональной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение за коммуникативной деятельностью обучаемых, анализ экспериментальных данных, полученных при анкетировании.
Результаты исследования. В статье описаны коммуникативные действия студентов на иностранном языке поэтапно в соответствии с логикой построения веб-квеста. Они также соотнесены с «идеальным паттерном» – коммуникативной культурой педагога. Названы некоторые особенности иноязычной коммуникации студентов – будущих учителей: использование высоких тонов – на фонетическом уровне; преобладание императивности речи – на грамматическом уровне; эксплуатация одних и тех же языковых клише в различных коммуникативных ситуациях вместо разнообразных языковых формул – на лексическом уровне. Разработан и прошел апробацию ряд веб-квестов по тематике «Человек и окружающая среда» на факультете иностранных языков и Институте детства для специальностей с профильным иностранным языком.
Заключение. Проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции является одной из ключевых у педагогов, преподающих иностранный язык. В условиях цифровизации образования педагоги высшей школы обращаются к методам преподавания иностранного языка, сочетающим интенсивное развитие языковой компетенции и использования интернета. Такой синтез позволяет им добиться высоких результатов вовлеченности студентов в коммуникативную деятельность и, как следствие, развития иноязычной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии; иноязычная коммуникативная компетенция; образовательная технология; веб-квест; дистанционное обучение; цифровизация образования
Библиографический список:
1. Антропова Р. М. Инфокоммуникация как фактор профессиональной социализации будущего учителя // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2004. – С. 212–217.
2. Антропова Р. М. Ситуативное использование интернета на занятиях по иностранному языку на неязыковых факультетах в педагогическом вузе // Социо-кросс-культурный подход в интегрированном образовательном пространстве системы «школа – вуз»: коллективная монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – С. 97–102.
3. Практический курс английского языка. 3 курс / под ред. В. Д. Аракина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 431 с.
4. Захарова Е. Н. Некоторые аспекты использования веб-квестов в преподавании английского языка в вузе. – URL: https://www.sgu.ru/default/files/textdocsfiles/2015/03/05/zaharova (дата обращения: 28.11.2021).
5. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 5. – C. 1–9.
6. Ивлева Н. В. Образовательный веб-квест как инновационная образовательная технология при обучении иностранному языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 6. – C. 12–19.
7. Левицкая А. А., Фёдоров А. В. Роль и значение веб-квеста в современном образовании // Школьные технологии. – 2010. – № 4. – С. 73–85.
8. Таюрская Н. П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный российский опыт // Гуманитарный вектор. – 2015. – № 1 (41). – С. 83–87. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23099774 (дата обращения: 01.08.2022).
9. Шульгина Е. М. Формирование речевой компетенции школьников на основе технологии веб-квестов // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 10. – C. 52–59.
10. Подуфалов Н. Д. О проблемах разработки и применения цифровых и сетевых технологий в образовании // Педагогика. – 2022. – № 3. – С. 17–30.
11. Halat E. Good teaching methods: Web quests // Information Center: Journal of educational strategies, problems and ideas. – 2008. – Vol. 81, № 3. – Р. 109–112.