УДК: 
378.6
Зотова Ирина Николаевна
концертмейстер кафедры специальных дисциплин театрального института, помощник проректора по научной и международной деятельности, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, lopato9591@yandex.ru, Саратов

Педагогическая ориентированность деятельности концертмейстера как условие профессиональной подготовки будущих актёров (компетентностный анализ)

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема расширения применения профессиональных компетенций концертмейстера, ставится вопрос рассмотрения концертмейстера как субъекта педагогической деятельности в рамках подготовки будущих актёров в театральном вузе, вводится понятие «концертмейстер-педагог». Цель статьи заключается в обосновании целесообразности педагогической ориентированности деятельности концертмейстера как необходимого условия полноценного освоения будущими актёрами профессиональных компетенций, с последующим применением этих знаний на практике. Методология. В статье дается обзор теоретико-методического наследия ведущих концертмейстеров, публикаций современных исследователей (Е. М. Шендеровича, В. Н. Чачавы, В. Н. Бикташева, Н. А. Равчеевой, Е. Р. Азеевой и др.), которые посвящены концертмейстерской работе. Автор рассматривает профессиональные компетенции концертмейстера с точки зрения их ориентированности на педагогическую деятельность в театральном вузе, а также конкретизирует виды педагогической деятельности концертмейстера и формы её применения в системе профессиональной подготовки будущих актёров. На основе компетентностного анализа выявляется соотношение успешной профессиональной подготовки будущих актёров и педагогически-ориентированной деятельности концертмейстера. Данные исследования занесены в таблицы, которые дают возможность наглядно и одномоментно проследить взаимосвязь между различными профессиональными компетенциями и сферами их применения в различных областях деятельности (как концертмейстера, так и будущих актеров). Приведены примеры успешной деятельности выпускников-актёров, освоивших профессиональную подготовку совместно с концертмейстером в театральном вузе. Заключение. В статье делается вывод о педагогической ориентированности деятельности концертмейстера как необходимом условии профессиональной подготовки будущих актёров, что является положительным потенциалом в системе высшего театрального образования.
Ключевые слова: 
педагогическая ориентированность; концертмейстерская деятельность; концертмейстер-педагог; компетенции; будущие актеры; профессиональная подготовка
Библиографический список: 

1. Бикташев В. Н. Искусство концертмейстера. Основы исполнительского мастерства. – СПб.: Союз художников, 2014. – 157 с.
2. Зотова И. Н. Педагогические аспекты работы концертмейстера над музыкальным спектаклем в театральном вузе // Модернизация современного образования и совершенствование педагогической деятельности: сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. – С. 124–127.
3. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога (Библиотека музыканта-педагога). – М.: Музыка, 1996. – 224 с.
4. Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Музыка, 1987. – 60 с.
5. Азеева Е. Р. Исторический вклад русских музыкантов в развитие концертмейстерства XIX – начала XX века [Электронный ресурс]. – URL: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/685255 (дата обращения: 23.01.2023).
6. Бошук Г. А. Методический обзор учебного пособия В. Н. Чачавы // Вестник Краснодарского государственного института культуры. – 2018. – № 3 (16). – С. 8.
7. Равчеева Н. А. Профессия концертмейстера: к истокам // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 6 (43). – С. 415–417.
8. Алисова Р. М. «Концертмейстерское искусствоведение» Б. Л. Яворского // Проблемы художественного творчества: сб. ст. по материалам международных научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому: «Эпоха Петра I и преобразования в отечественной культуре и искусстве» (23–25 ноября 2022 г.). – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. – С. 3–12.
9. Павлова Н. В. Основные психологические компоненты исполнительского процесса студента-вокалиста вуза как фундамент будущей профессиональной деятельности // Музыкальное образование в России: сохранение традиций и развитие новых стратегий: сборник статей по материалам международной научной конференции (29–30 сентября 2022 г.). – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. – С. 375–380.
10. Калинина В. Д. Базовые компоненты и профессиональная спецификация в творческой деятельности концертмейстера-пианиста: автореф. дис. … канд. искусствоведения [Электронный ресурс] – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005568718?page=10&rotate=0&theme=whiteнлайн-просмотра (дата обращения: 29.01.2023).
11. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.
12. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2007. – 393 с.
13. Кановская М. Б. Педагогика: конспект лекций [Электронный ресурс]. – URL: https://perviydoc.ru/v3162/кановская_м._педагогика_конспект_лекций (дата обращения: 22.01.2023).
14. Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. А. С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
15. Зотова И. Н. Культурно-географическое пространство вокальной школы Леонида Зотова: истоки, традиции, современность // Музыкальное образование в России: сохранение традиций и развитие новых стратегий: сборник статей по материалам международной научной конференции (29–30 сентября 2022). – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. – С. 264–273.
16. Кузьминых П. С. Теоретический анализ понятия опыта деятельности [Электронный ресурс]. – URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/301/1/akme_2014_46.pdf (дата обращения: 28.01.2023).
17. Пономарев А. Б., Пикулева Э. А. Методология научных исследований: учеб. пособие. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с.