УДК: 
316.472.42
Руденская Юлия Евгеньевна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, rudenskaja@rambler.ru, Новосибирск

КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ ВИКТИМОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация: 
В статье дается определение феномену «коммуникативная ситуация виктимогенеза личности» в контексте тезауруса социально-психологической виктимологии личности. А также дается описание ее морфологии с подробной интерпретацией базовых компонентов: социализирующаяся личность ребенка, родитель как агент социализации, межличностные отношения, цель социализирующего общения, средства социализирующего общения, способ социализирующего общения. Раскрывается особенности деструктивной коммуникативной ситуации социализации личности, которая приводит в виктимизации личности ребенка в интерактивной системе семьи.
Ключевые слова: 
коммуникативная ситуация, ситуация социализации, коммуникативная ситуация социализации, родитель как агент социализации, социализирующаяся личность ребенка
Библиографический список: 

1. Александрова Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Казань, Казанский государственный университет, 2004. – 24 с.
2. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика: учебник для вузов. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. – 315 с.
3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1991. – N 4.– С. 5–18.
4. Жесткова Н. А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. – №2 (14). – 2003 – С. 128–136
5. Руденская Ю. Е. Абилитация личности как технология превенции виктимогенеза личности. Препринт. – Новосибирск: Из-во СибПСИ, 2002. – 24 с.
6. Руденская Ю. Е. Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи // Сибирский педагогический журнал. – № 3. – 2013. – С. 180–184.
7. Руденский Е. В. Депривационные виктимизм как социально-психлогический механизм онтогенезе онтогенеза личностной виктимности // Мир науки, культуры, образования. – № 1(38) – 2013. С. 139–144.
8. Руденский Е. В. Концептуальное введение в культурно-генетическую виктимологию. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 180 с.
9. Руденский Е. В. Психоаналитическое исследование коммуникативной ситуация развития личности (лекция для студентов факультета социальной работы). _ Новосибирск: Колледж психологии ИПЛ, 1999. – 36 с.
10. Руденский Е. В. Социально-психологическая виктимология личности как психотехническая система социальной терапии виктимной личности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 162–168.
11. Руденский Е. В., Руденская Ю. Е. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма: введение в социально-генетическую виктимологию. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 254 с.
12. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.– 384 с.
13. Шамшикова О. А., Шамшикова Е. О. Нарциссические проявления личности как образующие континуума переходных форм существования «границ Я» // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – Т. 19. – № 7. – С. 265.
14. Shamshikova E. O., Shamshikova O. A., Klepikova N. M. Isolation versus Communion. Model Characteristics of Narcissistic Personality Types // Materials of the 2nd International Conference on Behavioral Cognitive and Psychological Sciences BCPS 2011. – Maldives: IACSIT Press. – Vol. 23. – Pр. 17-22.