УДК: 
72.012
Кувшинова Галина Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, ректор, Автономная некоммерческая организация высшего образования «Национальный институт дизайна», nid@nid-design.org, Москва

Дизайн-образование как особая педагогическая область

Аннотация: 
Введение. Дизайн-образование в России проходит сложный, более чем столетний, путь реформирования и реорганизации учебных заведений и педагогического процесса. Переосмысление и переработка педагогических концепций в отраслях образования, ориентированных на подготовку востребованных специалистов, происходит параллельно с внешними глобальными процессами на фундаменте имеющихся и новых научных знаний, развития технологий, а также представлений о творческом потенциале личности в целом и задачах дизайнера как специалиста в частности, что является остро актуальным в современных реалиях. Цель статьи заключается в изучении смысловых наполнений таких ключевых терминов педагогики, как образовательная область и система образования, а также выведении дизайн-образования в отдельную образовательную систему. Методология и методы исследования. Методологической базой исследования выступили следующие научные методы: феноменологический метод, благодаря которому мы выявили основные особенности использования тех или иных терминов в противоречивых значениях, в частности таких терминов, как «образовательная среда», «образовательная область», «образовательная отрасль», «предметная область»; структурно-функциональный метод, анализирующий устойчивые отношения и взаимосвязи между элементами рассматриваемых в статье понятий; метод сравнительно-сопоставительного анализа, позволивший нам выявить общее и различное в исследуемых понятиях и предложить собственное видение системы дизайн-образования на современном этапе. Результатом нашего исследования является вывод о том, что дизайн-образование, имея особую предметную область (область профессиональной деятельности), может быть определено в отдельную образовательную систему, отвечая запросам современной индустрии дизайна. В качестве заключения мы предлагаем рассматривать дизайн-образование с точки зрения самостоятельной образовательной системы, что даст возможность образовательным учреждениям пересмотреть структуру и содержание дизайн-образования для повышения эффективности в деле подготовки высококлассных специалистов и, как следствие этого, повышения уровня экономических достижений страны.
Ключевые слова: 
дизайн-образование; педагогическая область; педагогическая система; система образования; педагогическая отрасль
Библиографический список: 

1. Педагогическая энциклопедия: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://didacts.ru/termin/obrazovatelnaja-oblast.html (дата обращения: 14.01.2023).
2. Кедров Бонифатий Михайлович [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ИФ РАН: сайт. – URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01b0ea7a473... (дата обращения: 14.01.2023).
3. Области образования и профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. – Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, 2014. – 23 с. DOI: http://dx.doi.org/10.15220/978-92-9189-159-7-ru
4. Ростовский Р. В. Место отрасли образования в системе народно-хозяйственного комплекса // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 153–157.
5. Шагбанова Ю. Б. Педагогические методы преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] // Мир науки. – 2018. – Т. 6, № 4. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN418.pdf (дата обращения: 14.01.2023).
6. Шишкин С. В. Экономика образования [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: сайт. – URL: https://bigenc.ru/text/5051427 (дата обращения: 14.01.2023).
7. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Электронный ресурс] // Академик: сайт. – URL: https://current_pedagogy.academic.ru/1098/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ_СИСТЕМА (дата обращения: 14.01.2023).
8. Образовательная система [Электронный ресурс] // Педагогическая система: сайт. – URL: https://didacts.ru/termin/obrazovatelnaja-sistema.html (дата обращения: 14.01.2023).
9. Педагогическая энциклопедия: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://didacts.ru/termin/sistema-obrazovanija.html (дата обращения: 14.01.2023).
10. Воюшина М. П., Суворова Е. П. Инновационная образовательная система «Диалог»: подходы, принципы, структура: сб. науч. тр. РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: Астерион, 2013. – С. 17–34.
11. Маркова С. М., Уракова Е. А. Системный подход к технологии профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-2. – С. 155–157.
12. Таур Ю. Г. Системное проектирование высшего образования: концептуальные основы: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2000. – 45 с.
13. Марзина В. Н. Локальная образовательная система профессиональной подготовки студентов к самореализации в информационном обществе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2010. – 21 с.
14. ГРНТИ – Государственный рубрикатор научно-технической информации представляет собой универсальную иерархическую классификацию областей знания, принятую для систематизации всего потока научно-технической информации: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://grnti.ru/ (дата обращения: 15.01.2023).
15. Плотникова Е. В., Пурик Э. Э. Художественный образ в дизайн-образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 5 (166). – С. 223–226.