УДК: 
37.013
Косач Елена Владимировна
аспирант кафедры социальной психологии и педагогического образования, Алтайский государственный университет, e.altspu@yandex.ru, Барнаул

Теоретические и методологические основы безопасного социального поведения

Аннотация: 
В современных условиях большое внимание уделяется вопросам обеспечения комплексной безопасности детей, нашедшим отражение в нормативных актах сферы образования. Важная роль в этом процессе отводится воспитанию. Прогрессирующая агрессивность, криминализация подростковой среды, отклоняющиеся от социальных норм модели поведения актуализируют потребность осмысления понятия «безопасное социальное поведение». Цель статьи – осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности понятия «безопасное социальное поведение». Методология и методы исследования. Общую методологию исследования представляют личностно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать деятельность как условие накопления знаний, получения опыта безопасного социального поведения; аксиологический подход – методологическая ориентация на определение безопасного социального поведения как актуальной ценности для современного человека. В рамках данного исследования использовались теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, интернет-ресурсов по рассматриваемой проблеме, систематизация и теоретическое обобщение полученных данных. Результаты исследования. В итоге проведенного теоретического анализа были выявлены сущностные характеристики понятия «безопасное социальное поведение». Осуществлено обоснование взаимосвязи безопасности, социального поведения, уточнено понятие «личность безопасного типа поведения». Определены отличительные особенности безопасного социального поведения. Заключение. Безопасное социальное поведение является сложным социально-педагогическим феноменом, затрагивающим проблемное поле воспитания, социализации, личностных изменений. Модель поведения основана на признании ценности социальной безопасности, получении знаний, расширении социального опыта. К личностным особенностям индивида с безопасным поведением относят социальную толерантность, стремление к сотрудничеству, умение находить бесконфликтные способы решения проблем. Социально-педагогическими результатами формирования безопасного социального поведения могут выступать позитивная социализация, включение социальной безопасности в собственную иерархию ценностей, становление субъектности.
Ключевые слова: 
безопасное социальное поведение; безопасное поведение; социальная безопасность; воспитание
Библиографический список: 

1. Гордиенко М. В. Воспитание личности безопасного типа как проблема современной педагогической науки // Омский научный вестник. – 2008. – № 1 (63). – С. 75–79.
2. Гребенкина А. А., Гребенкин Е. В. Агрессия и конфликты в отношении педагогов и школьников как фактор дестабилизации образовательного пространства // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4. – С. 105–112. DOI: 10.15293/1813-4718.1904.12
3. Лапшин В. Е., Шаманин Н. В. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению // Прикладная юридическая психология. – 2022. – № 1 (58). – С. 54–63. DOI: 10.33463/2072-8336.2022.1(58).054-063
4. Алтунина И. Р., Немов Р. С. Мотивация социального поведения в научных трудах по психологии и этике // Мир психологии. – 2023. – № 1 (112). – С. 3–16. DOI: 10.51944/20738528_2023_1_3
5. Шамионов Р. М. Психология социального поведения личности: учеб. пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 186 с.
6. Силаева О. А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 4 (37). – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47160355_36647012.pdf (дата обращения: 15.06.2023). DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-12
7. Филипова А. Г., Рактина Н. Э. Улица: риски и ресурсы влияния на пространство повседневности детства // Власть и управление на Востоке России. – 2015. – № 2 (71). – С. 151–159.
8. Du Plessis-Schneider S. The Need to Belong in Secondary School. A Social Work Science Study of Austrian and Australian Students. – Opladen; Berlin; Toronto: BudrichAcademic Press, 2022. – 295 p.
9. Mooij T., Fettelaar D. School and Pupil Effects on Secondary Pupils’ Feelings of Safety in School, Around School and at Home // Journal of Interpersonal Violence. – 2012. – No. 28 (6). – Р. 1240–1266.
10. Сорокина Л. А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению // Вестник Челябинского педагогического университета. – 2010. – № 8. – С. 195–203.
11. Патутина Н. А. О виктимогенном потенциале школьной среды для педагогов // Детство – территория безопасности: сборник материалов конференции (Москва, 17–18 ноября 2022 года). – Саратов: Саратовский источник, 2022. – С. 226–331.
12. Мудрик А. В., Яковлева М. Г. Социально-педагогическая виктимология: монография. – М.: МПГУ, 2021. – 396 с.
13. Юрова М. С. Особенности идентификации агрессии будущими педагогами как компонент обучения продуктивному реагированию на проявления буллинга // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2023. – № 1 (298). – С. 67–71. DOI: 10.47438/2309-7078_2023_1_67
14. Pečjak S., Pirc T. Bullying and perceived school climate: Victims’ and bullies’ perspective // Studia psychological. – 2017. – Vol. 59 (1). – P. 22–33. DOI: 10.2 1909/sp.2017.01.728
15. Strohacker E., Wright L. E., Watts S. J. Gender, bullying victimization, depressive symptoms, and suicidality // International journal of offender therapy and comparative criminology – 2021. – № 65 (10-11). – P. 1123–1142. DOI: 10.1177/0306624X19895964
16. Ромм Т. А. Воспитательный потенциал образования в эпоху цифровизации // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка: XX Международные Лихачевские научные чтения (Санкт-Петербург,
09–10 июня 2022 года). – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2022. – С. 521–522.
17. Ромм Т. А., Аникеева Н. П., Киселева Е. В., Винникова Г. В., Пивченко В. П. Феномен воспитания в современной педагогике. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 221 с.
18. Яковлева Е. В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29036234_65880257.pdf (дата обращения: 15.06.2023).
19. Титова С. В., Потапенко О. П., Брычкова Я. В., Гармс Т. А., Василенко Н. А., Фисен-ко Е. Ю. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
20. Лебедев О. Е. Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего. – СПб.: СПбГУП, 2022. – 356 с.
21. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 336 с.