УДК: 
371.214
Суханова Татьяна Владимировна
Кандидат педагогических наук, директор, Институт стратегии развития образования, suhanova@instrao.ru, Москва

Феноменологический анализ школьных учебных планов

Аннотация: 
В статье рассмотрены школьные учебные планы как педагогический феномен – обобщенное отражение сформированных на теоретическом уровне представлений о содержании и последовательности обучения, зафиксированное в нормативном документе и сохраняющее относительную стабильность на протяжении длительного периода времени. Цель статьи – описать основные характеристики учебных планов, определяющие особенности школьного учебного плана как педагогического феномена. Методы исследования – феноменологический анализ, историко-педагогический анализ и экспертный анализ документов. В результате краткого анализа учебных планов, созданных за сто лет в советской и российской школах, выявлен комплекс качественных характеристик учебных планов: направленность на достижение результата обучения, предметность, интегративность, системность, вариативность, стабильность (устойчивость), насыщенность, гибкость, культуросообразность. Среди них выделено «ядро» постоянных характеристик, свойственных учебным планам на протяжении десятилетий в почти неизменном виде и обеспечивающих функциональность этого типа педагогической документации, и дополнительные характеристики – качества, которые в разные периоды развития системы образования проявляются в учебных планах в различной степени, от минимальной до максимально возможной. Выявленный комплекс характеристик проявляет ценностно-смысловую основу учебных планов и их глубокие нелинейные связи с содержанием образования.
Ключевые слова: 
учебный план; школа; история педагогики
Библиографический список: 

1. Полонский В. М. Образование и педагогика. Большой тематический словарь. – М.: Мастер-Принт, 2021. – 812 с.
2. Веселов М. О. Учебные планы начальной и средней школы. – М.: Учпедгиз, 1939. – 80 с.
3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Методология исследования социально-экономических параметров образовательного пространства // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2022. – № 5. – С. 70–82. DOI: 10.24412/2071-6435-2022-5-70-82.
4. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России: учебно-методическое пособие / под ред. М. В. Рыжакова. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2013. – 204 с.
5. Скаткин М. Н., Цетлин В. С., Краевс-кий В. В. и др. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.
6. Schiro M. S. Curriculum Theory: Conflicting Visions and Enduring Concerns. – 2nd ed. – Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2013. – 320 p.
7. Луначарский А. В. Обращение народного комиссара по просвещению 29 сентября 1917 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов. 1917–1973 гг. / сост.: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – С. 7–9.
8. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования / под науч. ред. М. В. Рыжакова. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – Т. 2, ч. 1: Естественнонаучное образование [до середины XX века]. – 298 с.
9. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности: монография. – М.; СПб.: Нестор-История, 2020. – 248 с.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования: [сборник] / Российская академия наук, Российская академия образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 71 с.
11. Журин А. А. Актуальные проблемы содержания школьного химического образования // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 12–14 февраля 2020 года) / отв. ред. Г. Г. Швецов. – М.: Диона, 2020. – С. 262–267.