Маркинов Иван Федорович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mark33@list.ru, Саранск
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mprof@list.ru, Саранск
Семенова Наталья Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, natashasemenovak@mail.ru, Саранск
Капустина Юлия Федоровна
аспирант кафедры биологии географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 30121994@bk.ru, Саранск
Результаты подготовки обучающихся общеобразовательной школы к интерпретации учебного материала по биологии
Аннотация:
В статье интерпретация охарактеризована как теоретический метод и логическая процедура, в совокупности обеспечивающие повышение эффективности познания живых объектов. Освоение обучающимися интерпретации лучше осуществляется по этапам: пропедевтическому, основному и диагностическому. Они реализованы в опытно-экспериментальной работе в 5–9 классах, на основе чего получены значимые результаты в составе знаний и умений. Для их диагностики разработаны критерии с соответствующими показателями и контролирующие задания четырех уровней сложности. Данные педагогического эксперимента свидетельствуют о повышении эффективности познания обучающимися живых объектов с использованием инструментария интерпретации.
Цель статьи. Представление результатов подготовки обучающихся 5–9 классов к интерпретации учебного материала по биологии.
Методология исследования. Приоритетная методологическая основа – деятельностный подход, предполагающий использование обучающимися интерпретации в расширении возможностей учебного биологического познания. Методы исследования: теоретического уровня – анализ опубликованных источников по заявленной теме, систематизация и обобщение исследовательского материала; эмпирического уровня – педагогический эксперимент, диагностика результатов обучения интерпретации, элементарные математические расчеты полученных данных.
Заключение. Задействование интерпретации как теоретического метода и логической процедуры в подготовке обучающихся по биологии способно повысить эффективность познания ими живых объектов. Предлагаемые авторами диагностические критерии и показатели, разноуровневые контролирующие задания позволяют объективно оценить результаты подготовки обучающихся общеобразовательной школы к интерпретации учебного материала по биологии.
Ключевые слова:
обучение биологии в школе; интерпретация как элемент естественно-научной грамотности; интерпретация как метод и процедура познания живых объектов; критерии, показатели и результаты обучения интерпретации на предметном материале
Библиографический список:
1. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишо-ва Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4 (61). – С. 80–97.
2. Первые результаты международного исследования TIMSS-2019 [Электронный ресурс] // Международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования. – URL: http://www.centeroko.ru/timss19/timss2019_res.html. (дата обращения: 15.07.2023).
3. Дятлова К. Д., Кузнецова А. И. Сравнительный анализ результативности уроков контроля, оценки и коррекции знаний при использовании традиционных (тест) и игровых технологий обучения биологии // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: сб. материалов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения профессора Ю. В. Симонова; ответственный редактор А. А. Семенов. – Самара: СГСПУ, 2022. – С. 165–170.
4. Дятлова К. Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля // Школьные технологии. – 2014. – № 4. – С. 150–163.
5. Брейтигам Э. К. Инструментарий обеспечения понимания учебного материала // Педагогический журнал. – 2017. – Т. 7, № 6 А. – С. 18–23.
6. Маркинов И. Ф., Якунчев М. А. Понимание как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе // Биология в школе. – 2021. – № 5. – С. 39–47.
7. Бершадский М. Е. Педагогическая диагностика уровня понимания // Педагогические измерения. – 2012. – № 3. – С. 60–88.
8. Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии. – 2006. – № 1. – С. 118–128.
9. Маркинов И. Ф., Якунчев М. А., Семено-ва Н. Г. Структура и содержание диагностических заданий в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 3. – С. 122–128.