УДК: 
378+37.0
Скрыпникова Екатерина Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, katrine13@mail.ru, Новосибирск

Содержательно-методические особенности подготовки студентов-бакалавров к деятельности классного руководителя

Аннотация: 
Актуальность подготовки студентов-бакалавров для реализации целей, задач и функций классного руководителя связана с современными тенденциями и государственным запросом в области обеспечения реализации воспитательной деятельности в образовательных организациях. Цель статьи – охарактеризовать содержательно-методические особенности подготовки студентов-бакалавров в педагогическом вузе к реализации деятельности классного руководителя. Методология. Исследование проводилось с использованием деятельностного подхода, позволившего определить воспитывающую и социализирующую роль участия студентов во внеучебной деятельности вуза и его жизнедеятельности, рассмотреть их как фактор формирования профессиональных компетенций; идей полисубъектного подхода, способствующих определению потенциала отношений субъектов образовательной деятельности в развитии субъектности студентов-бакалавров и их личностных, а также профессиональных качеств. Методами исследования является анализ научной литературы и нормативной документации по теме, способствующий определению актуального содержания и элементов подготовки (учебная и внеучебная деятельность, жизнедеятельность вуза, прохождение практики) студентов-бакалавров к деятельности классного руководителя; метод конкретизации, позволяющий охарактеризовать многогранность содержания подготовки студентов-бакалавров. Результаты исследования. Важной задачей при подготовке студентов к выполнению функций классного руководителя является формирование субъектности студентов-бакалавров в ходе вовлечения их в учебную и внеучебную деятельность в педагогическом вузе, вовлечения их в жизнедеятельность университета. В статье представлены особенности организации внеучебной деятельности в Новосибирском государственном педагогическом университете на примере таких направлений, как: студенческие объединения, общевузовские и факультетские события, художественная и научная деятельность. Содержательные аспекты подготовки студентов к деятельности классного руководителя при освоении ими дисциплины «Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)» и программы практики «Производственная педагогическая практика (классное руководство)» выстроены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и примерной рабочей программы воспитания. В заключении делается вывод о том, что при подготовке студентов-бакалавров к деятельности классного руководителя важно обеспечивать комплекс элементов, к которым относится разнообразная внеучебная деятельность и жизнедеятельность вуза; реализация программ учебной дисциплины и практики; подходы к реализации образовательной деятельности в педагогическом университете (событийно-деятельностный, гуманистический, системный).
Ключевые слова: 
классный руководитель; студент-бакалавр; внеучебная деятельность; технологии воспитания; педагогическая практика; субъектность
Библиографический список: 

1. Байбородова Л. В. Концептуальные основы подготовки будущих классных руководителей // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 25–27 октября 2022 г.) / под ред. З. И. Лаврентьевой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – С. 30–35.
2. Гаврилова Н. Г. Подготовка будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Яковлева. – 2010. – № 1 (65). – С. 90–97.
3. Зангиева М. Ж. Роль педагогической практики в профессиональном становлении и подготовки студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1 (74). – С. 278–279.
4. Кохан Н. В. Классный руководитель: инструменты формирования компетенций // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 25–27 октября 2022 г.) / под ред. З. И. Лаврентьевой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – С. 67–72.
5. Леонова Е. Е. Подготовка будущих классных руководителей к работе с детьми и родителями замещающих семей // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 25–27 октября 2022 г.) / под ред. З. И. Лаврентьевой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – С. 83–88.
6. Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение в практике воспитательной деятельности классных руководителей // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 25–27 октября 2022 г.) / под ред. З. И. Лаврентьевой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – С. 40–47.
7. Сильнягина Т. В. Педагогическая (летняя) практика студентов НГПУ как средство подготовки к педагогической деятельности в качестве классного руководителя // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 25–27 октября 2022 г.) / под ред. З. И. Лаврентьевой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – С. 103–106.
8. Соболева В. Ю., Кривошеева Г. Л. Проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки классных руководителей начальных классов на современном этапе развития общества // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: Материалы І Международной научно-практической конференции. – Том 1. – Донецк: Издательство: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 271–277.
9. Шакурова М. В. Штрихи к портрету современного студента как будущего воспитателя // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 25–27 октября 2022 г.) / под ред. З. И. Лаврентьевой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – С. 35–40.
10. Байбородова Л. В., Дорофеева А. В. Роль классных руководителей в формировании индивидуальной траектории обучающегося // Современные тенденции развития образования: материалы международной конференции аспирантов и магистрантов / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль, 2023. – С. 86–92.
11. Богачева Е. А. Основные сферы жизнедеятельности студентов и их влияние на качество жизни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т. 5, вып. 4 (20). – С. 367–371.
12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
13. Шустова И. Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 1 (28). – С. 61–68.
14. Шустова И. Ю. Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход. – М.: Сентябрь, 2016. – 192 с.
15. Ruutmann T. Development of Critical Thinking and Reflection // Linear and Nonlinear Programming. – 2019. – Р. 895–906. DOI: 10.1007/978-3-030-11935-5_85
16. Aubusson P., Griffin J., Steele F. A Design-Based Self-Study of the Development of Student Reflection in Teacher Education // Teacher Education a journal of self-study of teacher education practices. – 2010. – № 6 (2). –
Р. 201–216. DOI:10.1080/17425964.2010.495905
17. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 28–32.
18. Писаренко Д. А. Внеучебная деятельность студентов вуза: отечественные и зарубежные подходы к осмыслению понятия // Гуманитарные балканские исследования. – 2019. – Т. 3, № 3 (5). – С. 41–44.