УДК: 
378.4.096.013.77(470.44-25)
Горина Екатерина Николаевна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ekgorina@yandex.ru, Саратов
Фирсова Татьяна Геннадьевна
Кандидат филологических наук, доцент, декан факультета психолого- педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tan-firsova@yandex.ru, Саратов

«45 шагов в будущее…»: к юбилею факультета психолого-педагогического и специального образования

Аннотация: 
Статья посвящена 45-летнему юбилею факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Цель статьи – аналитический обзор истории факультета как структурного подразделения в ретроспективном и перспективном аспектах. Продемонстрированы основные этапы развития факультета: становление, структурные преобразования, современное состояние. Описана структура современного факультета: 8 выпускающих кафедр и 2 базовые кафедры, 2 диссертационных совета, совет работодателей, стейкхолдеры. Факультет представлен как крупный образовательный центр подготовки педагогов, психологов, дефектологов: указаны направления и профили подготовки, специфика образовательного пространства и среды. Факультет представлен как научно-исследовательский центр: указаны сложившиеся на- учные школы, исследовательский кластер (лаборатории, центры). «45 шагов в будущее» – метафора, олицетворяющая жизнь факультета, как 45 шагов к новой цели, мечте и ее воплощение в жизнь людьми, которые своим служением создают славу факультету.
Ключевые слова: 
факультет психолого-педагогического и специального образования; Саратовский университет; научная школа; «45 шагов в будущее»; становление и развитие; достижения; перспективы
Библиографический список: 

1. Когай А. И. Особенности развития педагогического образования в саратовской губернии в XIX – начале ХХ века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 80–84.
2. Елина Е. Г. Быть учителем – всегда учиться [Электронный ресурс]. – URL: https://www. sgu.ru/research/naukograd/byt-uchitelem-vsegda- uchitsya (дата обращения: 07.09.2023).
3. Зиновьев П. М., Морозова-Дорофеева Т. А. Факультет педагогики, психологии и начального образования: в творческом поиске // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 13–16.
4. Итоги и перспективы развития факультета коррекционной педагогики и специальной психологии / сост. В. И. Балаева, Т. А. Бочкарева, Е. М. Лысенко и [др.]; под ред. Н. В. Павло- вой. – Саратов: Изд-во СГУ, 2003. – 28 с.
5. Иванова Л. А. Линия кинообразова- ния в педагогике России (конец XIX – XX вв.) // Magister Dixit. – 2012. – № 2. – С. 73–93.
6. Александрова Е. А., Григорьева М. В., Селиванова Ю. В., Плешкевич Е. А. Гуманизация образовательной среды: монография. – Са- ратов: ИЦ «Наука», 2019. – 160 с.
7. Черемисинова Л. И., Фирсова Т. Г. Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры // Известия Саратов- ского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, № 3 (39). – С. 262–269.
8. Морозова Е. Е., Филипченко С. Н., Исаева О. А., Соболева Л. Н. Формирование эколого-патриотической культуры молодежи средствами реализации проекта «Зеленая Ал- лея Памяти» // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 3. – С. 131–141. DOI: 10.15293/1813-4718.2203.13
9. Саяпин В. Н. Формирование готовности учителей технологии к профессионально-педагогическому самообразованию в современных условиях [Электронный ре- сурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9, № 6. – URL: https://mir-nauki. com/PDF/45PDMN621.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
10. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психодинамические свойства как предикторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, № 1. – С. 41–51.
11. Selivanova Yu. V., Pavlova N. V., Gori- na E. N., Myasnikova L. V. From an Undergraduate Special Education Student to an Expert Researcher // ARPHA Proceedings. Vol. 1. – Kazan: OPEN@ACCESS, 2019. – P. 589–601. – DOI: 10.3897/ap.1.e0558.
12. Крючков В. П. Кафедра логопедии и психолингвистики Саратовского университета: коммуникативно-речевые исследования // Специальное образование и социо- культурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в усло- виях инклюзии: сб. науч. ст. / под ред. В. П. Крючкова. – Саратов: Саратовский источник, 2019. – С. 229–237.
13. Зиновьева М. П. Вузовская кафедра на базе образовательной организации – новый формат в подготовке педагогических кадров // Инновации в образовании. – 2021. – № 5. – С. 73–80.
14. Гринина Е. С., Пяткина Е. С. Базовая кафедра как инструмент профессиональной подготовки студентов-дефектологов // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 3. – С. 80–83.