УДК: 
[373.5.017:7.01]-057.874
Черемисинова Лариса Ивановна
Доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, larisa.cheremisinova@mail.ru, Саратов

Биографический подход к эстетическому воспитанию младших школьников

Аннотация: 
Актуальность исследования определяется повышенным интересом к включению материалов жизнеописания (биографических справок, воспоминаний, фрагментов из научно-популярных и художественно-документальных книг, различных форм зрительной наглядности – репродукций портретной живописи, фотографий, аудиовизуальных записей) в содержание уроков литературного чтения и недостаточной разработанностью методики изучения биографий в начальной школе. Цель статьи – рассмотреть особенности биографического подхода к эстетическому воспитанию младших школьников, роль биографического материала о писателях в системе эстетического воспитания. Анализ научных и учебно-методических источников показал, что в настоящее время многие образовательные системы (например, «Школа диалога», «Перспектива») используют фрагменты жизнеописаний на страницах учебников по литературному чтению. Однако поурочные разработки обычно сопровождаются кратким указанием: «Рассказ о писателе» – и редко содержат готовые биографические сообщения. В помощь учителю и школьнику издаются различные демонстрационные материалы, справочные пособия, дающие представление преимущественно о внешнем облике, хронологии жизни и творчества писателя и не открывающие его как «живую личность». Такие материалы имеют познавательную ценность, но не способны вызвать эмоциональный отклик в душе маленького читателя. В них не учитываются возрастные особенности младших школьников и специфика уроков литературного чтения. Заключение. Обширный медиаконтент содержит как полезную, эстетически значимую, так и негативную информацию. Выработка критериев отбора и организации биографическо- го материала для урока литературного чтения, определение педагогических условий, необходимых для эстетического воздействия жизнеописаний на младшего школьника являются результатом данного исследования.
Ключевые слова: 
биография писателя; литературное образование; эстетическое воспитание; художественное восприятие; биографический подход; урок литературного чтения; приемы; младший школьник
Библиографический список: 

1. Писатели в учебной литературе. Начальная школа / сост. С. В. Кутявина. – М.: Вако, 2022. – 96 с. (Школьный словарик).
2. Куликова М. Русские писатели и поэты. Школьный справочник для начальных классов. – М.: Стрекоза, 2019. – 80 с.
3. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Вып. 1. ФГОС. – М.: Дрофа, 2014. – 88 с.; Вып. 2. – 64 с.
4. Русские детские писатели (учебно-методическое пособие с комплектом демон- страционного материала 210×250 мм) / сост. Т. В. Цветкова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2022. – 12 с.
5. Портреты русских детских писателей XX века. Демонстрационный материал с методичкой. Наглядные пособия. Демонстрационные материалы. – М: Айрис-пресс, 2021. – 32 с.
6. Портреты зарубежных писателей. Демонстрационный материал с методичкой. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 32 с.
7. Картотека портретов детских писателей. Краткие биографии. Вып. 1 / сост. Л. Б. Деря- гина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 32 с., 14 ил.
8. Черногрудова Е. П. К вопросу о знакомстве младших школьников с биографией писателя // Начальная школа. – 2016. – № 8. – С. 33–37.
9. Сидорова Т. П. Изучение биографии писателя в школе [Электронный ре- сурс]. – URL: https://iro.gomel.by/images/doc/ pecomend/2019_2020/sidorova.pdf (дата обращения: 05.10.2022).
10. Шагиева Н. Ф. Биография писателя как предмет исследования методики // Academic research in educational sciences. – 2021. – Vol. 2. – P. 535–550.
11. Дмитрук Т. И. Изучение биографии пи- сателя в начальной школе // На рубеже эпох: подготовка учителя начальных классов в усло- виях ФГОС нового поколения: сб. науч.-метод. статей преподавателей кафедры теории и мето- дики начального образования Ин-та педагогики и психологии ФБГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный уни- верситет, 2015. – С. 32–37.
12. Терзиева М. Т. Методическая стратегия изучения биографии писателя в начальном школьном возрасте // Актуальные проблемы начального образования: теория и практика: Международная науч.-практ. конф. / под ред. И. А. Шкабура. – Чита: Забайкальский гос. уни- верситет, 2015. – С. 108–111.
13. Воюшина М. П., Чистякова Н. Н. Литературное чтение. 1–4 классы: методическое пособие для учителя: [издание в pdf-формате]. – М.: Просвещение, 2021. – 223 с.
14. Маранцман В. Г. Содержание и этапы литературного образования в современной школе // Методика преподавания литературы: учеб. для педвузов / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана: в 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – С. 111–132.
15. Маранцман В. Г. Изучение биографии писателя в школе // Методика преподавания ли- тературы: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. З. Я. Рез. – М.: Просвещение, 1977. – С. 172–190.
16. Биография писателей для детей на- чальной школы [Электронный ресурс]. – URL: https://gdz-gramota.ru/biografii-pisatelei-dlia- detei (дата обращения: 11.06.2023).
17. Биографии писателей и поэтов в на- чальной школе [Электронный ресурс]. – URL: https://ppt-online.org/1328478 (дата обращения: 11.06.2023).
18. Царева О. И. Изучение биографии писа- теля как методическая проблема [Электронный ресурс]. – URL: https://elib.bsu.by/bitstream.pdf (дата обращения: 11.09.2022).
19. Краткая биография Аркадия Гайдара для школьников [Электронный ресурс]. – URL: https://gramota-chtenie.com/biografii-pisatelei- dlia-detei/gaidar-arkadii-petrovich (дата обраще- ния: 15.06.2023).
20. Краткая биография А. С. Пушкина для школьников [Электронный ресурс]. – URL: https://gramota-chtenie.com/biografii-pisatelei- dlia-detei/pushkin-aleksandr-sergeevich-biografiia (дата обращения: 15.06.2023).
21. Методика обучения литературно- му чтению: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Ни- колаева]; под ред. М. П. Воюшиной. – 2 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
22. Горобец Н. И., Новикова И. А. Биография писателя в системе эстетического развития уча- щихся: методические рекомендации. – Архан- гельск: Поморский университет, 2006. – 138 с.
23. Воскобойников В. М. Александр Пуш- кин. – М.: Оникс, 2014. – 28 с. (Сер. «Жизнь замечательных детей»).
24. Раппопорт А. Д. К Пушкину в лицей. – М.: Качели, 2018. – 24 с.