УДК: 
378.637.013.016:316.472.4
Бурмистрова Марина Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, mnburmistrova@ramble.ru, Саратов

Социальная сеть как цифровой образовательный ресурс в подготовке педагога

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема образовательных ресурсов, обеспечивающих повышение качества подготовки будущих педагогов в рамках учебной дисциплины «Педагогика». В качестве эффективного цифрового ресурса рассматривается виртуальная учебная группа на платформе ВКонтакте. Раскрываются возможности социально-цифровой среды как компонента смешанного обучения в профессиональной подготовке будущих педа- гогов в рамках дисциплины «Педагогика», описываются формы организации интерактивно- го обучения студентов, определяются виды заданий для их самостоятельной работы в сети, проясняется роль преподавателя в новых условиях взаимодействия со студентами. Доказано, что организация образовательного взаимодействия студентов в социально-цифровой среде в формате виртуальной учебной группы позволяет активизировать их самостоятельную познавательную и творческую деятельность, разнообразить формы учебной деятельности посредством расширения поля интерактивного взаимодействия студентов, что компенсирует дефициты аудиторной работы и, как следствие, повышает прочность и осмысленность педагогических знаний, обеспечивает формирование собственной системы педагогических ценностей и позиции, готовности к непрерывному профессиональному саморазвитию. Цель статьи заключается в выявлении образовательного потенциала социально-цифро- вой среды для расширения поля образовательного взаимодействия студентов при изучении педагогики. Методология. Методы включенного наблюдения, опрос, изучение и анализ продуктов деятельности студентов, обобщение педагогического опыта позволили выявить особенно- сти и способы продуктивного взаимодействия студентов-бакалавров в условиях социально- цифровой среды для осмысления и углубления педагогических знаний. В заключении обобщаются возможности виртуальной учебной группы в социально- цифровой среде как образовательного ресурса и делается вывод, что внедрение новых цифровых инструментов в образовательный процесс высшей школы обеспечивает повышение качества педагогической подготовки будущих учителей.
Ключевые слова: 
виртуальная составляющая учебной дисциплины; сетевое образовательное взаимодействие; смешанное обучение; социально-цифровая среда; цифровая дидактика
Библиографический список: 

1. Розина И. Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образователь- ной информационно-коммуникационной среде: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2005. – 49 с.
2. Zierer K. Putting Learning Before Technology! The Possibilities and Li-mits of Digitalization. – New York: Routledge, 2019. – 120 p.
3. Graham C. R., Hilton J., Rich P., Wiley D. Using Online Technologies to Extend a Classroom to Learners at a Distance. Distance Education. – 2010. – P. 77–92.
4. Вербицкий А. А. Проблемы и риски цифровизации обучения // Психотехнологии в бизнесе и образовании: сборник материалов IV международной научно-практической кон- ференции (Москва, 01 марта 2019 года). – М., 2019. – С. 1.
5. Бурмистрова М. Н., Зиновьева М. П., Фирсова Т. Г. Цифровая компетентность педа- гога как показатель трансформации образовательной среды: на примере саратовского ре- гиона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2022. – Т. 11, № 4 (44). – С. 367–383.
6. Ромм Т. А. Воспитательный потенциал образования в эпоху цифровизации // Глобальный конфликт и контуры нового мирового по- рядка: XX Международные Лихачевские на- учные чтения (9–10 июня 2022 года). – СПб.: СПбГУП, 2022. – С. 521–522.
7. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Организация обучения в современных условиях цифровизации образования // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: тезисы XI Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 11–16 октября 2021 года). – М.: Общество с ограниченной ответственностью «ПРИНТИКА», 2022. – С. 7–9.
8. Горячев М. Д., Горячев М. М., Иванушки- на Н. В., Мантуленко В. В. Использование соци- альных сетей в обучении студентов // Вестник СамГУ. – 2015. – № 7 (129). – С. 174–178.
9. Можаева Г. В., Фещенко А. В. Ис- пользование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». – 2010. – № 36. – С. 174–175.
10. Андрюхина Л. М., Садовникова Н. О., Уткина С. Н., Мирзаахмедов А. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и на- ука. – 2020. – Т. 22, № 3. – С. 116–147.
11. Александрова Е. А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 2. – С. 30–43.
12. Гущина И. Н., Бурмистрова М. Н. Профессиональное саморазвитие будущего педагога как цель и результат образовательного процесса // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 1. – С. 43–47.
13. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. – URL: http://static.government.ru/ media/fi les/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZ AwtA5.pdf (дата обращения: 14.10.2023).