УДК: 
[378.4.096:376:81’23](470.44-25)+929[Балаева+Седов]
Крючков Владимир Петрович
Доктор филологических наук, зав. кафедрой логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, vpks1@yandex.ru, Саратов
Константинова Ольга Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, olgakonstantino@mail.ru, Саратов
Есипова Татьяна Владимировна
ассистент кафедры логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, etv2022@yandex.ru, Саратов

Саратовская логопедическая школа: истоки и современные направления исследований

Аннотация: 
К постановке проблемы. В статье репрезентируются истоки и современное состояние исследовательской, научно-методической, учебной деятельности кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского – саратовской логопедической школы. Цель статьи – отрефлексировать процесс становления, истоки саратовской логопедической школы и направления современных научных исследований преподавателей кафедры логопедии и психолингвистики. В статье уточняются дефиниции и характеристики понятия «научная школа», в том числе «вузовская научная школа» в связи с темой статьи; рассматриваются истоки саратовской логопедической школы в области медицины, логопедии, лингвистики и психолингвистики, описывается научное наследие ученых СГУ, чьи труды сыграли значительную роль в становлении саратовской психолингвистической школы: Л. П. Доблаева о смысловой структуре учебного текста и И. Н. Горелова о соотношении вербальных и невербальных компонентов речи и универсальном предметном коде; анализируется вклад в становление кафедры логопедии и психолингвистики В. И. Балаевой, принимавшей активное участие в создании кафедры, авторитетного педагога, методиста, ученого, автора метода модельного обучения старших дошкольников с задержкой речевого развития и К. Ф. Седова – первого заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики, автора научных и научно-методических трудов по общей психолингвистике, онтолингвистике в аспекте становления коммуникативной компетенции человека и теории жанров – генристике, ставшей отличительной особенностью саратовской психолингвистической школы; характеризуются основные направления деятельности кафедры в настоящее время – лингвологопедическое, исследования в области коммуникативной лингвистики, психолингвистические исследования, исследования в области билингвизма и билингвального обучения, исследования в области медицинской логопедии, приводятся значимые в этой связи труды преподавателей кафедры логопедии и психолингвистики. В заключении определяются дальнейшие перспективы развития кафедры логопедии и психолингвистики в научной, научно-методической, учебной области, отмечается, что лингвистическая, психолингвистическая, онтолингвистическая составляющие в работе кафедры поддерживаются тесным сотрудничеством с другими кафедрами Саратовского университета, с ведущими логопедическими кафедрами Москвы и Санкт-Петербурга, ряда других вузов, отмечается активное привлечение и приобщение бакалавров и магистрантов к научным традициям саратовской логопедической школы.
Ключевые слова: 
логопедия; саратовская логопедическая школа; психолингвистика; языковые модели; В. И. Балаева; К. Ф. Седов
Библиографический список: 

1. Грезнева О. Ю. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. – 2004. – № 5. – С. 42–48.
2. Суханова Н. П. Научная школа в вузе: профессиональное становление исследователя // Наука и школа. – 2020. – № 2. – С. 39–45.
3. Крючков В. П. Кафедра логопедии и психолингвистики Саратовского университета: коммуникативно-речевые исследования // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – С. 229–237.
4. Балаева В. И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. 2 / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 122–131.
5. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. – Саратов: Амирит, 2015. – 200 с.
6. Стернин И. А., Уфимцева Н. В. Психолингвистика в регионах России // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): коллективная монография / науч. ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. – М.: Институт языкознания-ММА, 2021. – С. 95–96.
7. Стернин И. А., Елина Е. А. Концепция невербальности мышления в трудах И. Н. Горелова // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): коллективная монография / науч. ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. – М.: Институт языкознания–ММА, 2021. – С. 204–212.
8. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. – М.: Лабиринт, 2005. – 320 с.
9. Дементьев В. В. Творческое наследие К. Ф. Седова: попытка осмысления // Коммуникация. Мышление. Личность: материалы междунар. научной конференции, посвященной памяти профессоров И. Н. Горелова и К. Ф. Седова. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2012. – С. 25–42.
10. Крючков В. П. Феномен игры в концепции психолингвистики и в преподавательской деятельности профессора К. Ф. Седова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 11. – С. 80–84.
11. Кощеева О. В. Формирование коммуникативной уникальности личности в онтогенезе: вопросы речевого портретирования // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия: материалы ежегодной международной научной конференции. – Иваново: ИПИ, 2018. – С. 345–349.
12. Бочкарева Т. А. К вопросу о диагностических методиках в логопедии // Наука и школа. – 2020. – № 4. – С. 117–124.
13. Бочкарева Т. А. Лексикон ребенка и методики его изучения в логопедической практике // Актуальные проблемы логопедии. Вып. 4. – Саратов: Саратовский источник, 2018. – С. 31–39.
14. Кощеева О. В. Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа. – 2020. – № 5. – С. 190–197.
15. Кощеева О. В. Особенности логопедической работы по введению кластеров в речь детей 3–4-летнего возраста // Логопедия: современный облик и контуры будущего: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: МПГУ, 2021. – С. 112–115.
16. Кощеева О. В. Психолингвистические и логопедические принципы изучения словообразования у детей // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. – Саратов: Саратовский источник, 2017. – С. 29–38.
17. Бочкарева Т. А., Панова Е. С. Фонетико-фонематические «риски» казахско-русского билингвизма // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / науч. ред. В. П. Крючков; ред.-сост. О. В. Кощеева, Т. А. Бочкарева. – Саратов: Саратовский источник, 2019. – С. 316–322.
18. Константинова О. А. Аудиовизуальные методы в коррекционно-восстановительном обучении при афазиях // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2021. – № 4. – С. 110–116.
19. Константинова О. А., Здвижкова З. В. Опыт применения накожной электростимуляции аппаратом vocastim у больных с ишемическим инсультом и нейрогенной дисфагией в комплексной реабилитации // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. – Саратов: Саратовский источник, 2018. – С. 62–68.