Чепель Татьяна Леонидовна
Кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный педагогический университет, homechep@mail.ru, Новосибирск
Ненашева Екатерина Игоревна
педагог-психолог, Центр психологии и логопедии «Томатис-Результат», ekater1na.nenasheva@mail.ru, Новосибирск
Аннотация:
Актуальность исследования обоснована недостатком современных программ психолого-педагогического просвещения родителей детей с СДВГ, учитывающих психологические особенности и ожидания современных родителей, на фоне растущего количества детей с данными особенностями развития, испытывающими значительные трудности в образовательном процессе.
Основная цель, поставленная авторами, – выявить эффективные современные способы психологического просвещения родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, применимые в условиях инклюзивного образования.
Методология. В ходе исследования осуществлен анализ актуальных отечественных и зарубежных научных публикаций и научно-методических источников, применены метод экспертных оценок (опрос специалистов службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивных школ Новосибирской области и сотрудников Областного центра диагностики и консультирования) и метод изучения педагогического опыта (анализ программ, являющихся лауреатами «Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде» 2021 и 2022 гг. с применением методологии доказательного подхода).
Результаты. Теоретический анализ и опрос экспертов подтвердили актуальность проблемы психолого-педагогического просвещения родителей, без активного и компетентного участия которых в организации образовательной деятельности детей с дефицитом внимания и гиперактивностью усилия специалистов по психологическому сопровождению этой специфической группы детей не дают необходимого эффекта. Кроме этого, выявлены и описаны трудности в организации работы с родителями и показано, что специалисты сталкиваются с проблемами при выборе эффективных методов просвещения, учитывающих такие особенности современных родителей, как дефицит времени, ориентация на цифровые источники информации, потребность в активном диалоговом взаимодействии со специалистами и в визуальном предоставлении необходимой информации. Подтверждено, что специалисты инклюзивных образовательных организаций нуждаются в дополнительных знаниях о психологических особенностях детей с СДВГ и их родителей и в программно-методических материалах с доказанной эффективностью.
Результаты анализа программ-лауреатов Всероссийского конкурса привели к выводам о явном дефиците программно-методических материалов по психологическому просвещению родителей детей с СДВГ, учитывающих в том числе и психофизиологические особенности родителей этой группы детей. Показано, что пока не все программы-лауреаты, предоставленные в реестре лучших психолого-педагогических программ Федерации психологов образования РФ, в полной мере соответствуют критериям практики с эмпирически подтвержденной эффективностью (доказательному подходу).
Ключевые слова:
дети с СДВГ; доказательный подход; просвещение родителей; инклюзивное образование; способы и методы психолого-педагогического просвещения
Библиографический список:
1. Белоусов А. А., Горячева А. А. Особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста с СДВГ // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2020. – Т. 20, № 3. – С. 38–46.
2. Абшилава Э. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с СДВГ // Системная интеграция в здравоохранении. – 2018. – № 5. – С. 38–44.
3. Ахмедханова А. М. Эффективность учебного процесса при обучении детей с СДВГ: методические рекомендации // Инклюзивное иноязычное образование сегодня: проблемы и решения: сборник статей по итогам VI заочной научно-практической конференции. – М.: Белый ветер, 2020. – С. 22–26.
4. Руководство («коробочное решение») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан: Руководство для педагогов, психологов и родителей. – М.: МГППУ, 2022. – 207 с.
5. Зиновьева О. Е., Роговина Е. Г., Тырино-ва Е. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2014. – № 1. – С. 4–8.
6. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб., 2006. – 1096 с.
7. Soto H. H., Solovieva Yu., Pelayo G. H. Neuropsychological and Electrophysiological Profiles in Adolescents with ADHD: a Qualitative Approach // Cultural-Historical Psychology. – 2022. – Vol. 18, № 2. – P. 32–44.
8. Insa Pineda I., Huguet Miguel A., Chamorro Fernández M. ADHD Symptoms, Academic and Social Difficulties in Parents of Children with ADHD // Psychiatry. – 2020. – Vol. 83, № 3. – P. 231–243.
9. Фесенко Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 250 с.
10. Бердникова Г. И., Каляева Ю. А. Коррекция нарушения организационных умений у детей с гиперкинетическим синдромом // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – № 6. – С. 232–248.
11. Бусыгина Н. П., Подушкина Т. Г., Станилевский В. В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы // Социальные науки и детство. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 8–26.
12. Доказательный подход в сфере детства // МГППУ. – URL: https://mgppu.ru/project/545 (дата обращения: 03.03.2023).