УДК: 
612.821+159.9+378+316.6
Лебедев Алексей Владимирович
Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, lebedev_05@mail.ru, Новосибирск
Галай Игорь Алексеевич
Доцент кафедры педагогики, Куйбышевский филиал, Новосибирский государственный педагогический университет, galay.igor@mail.ru, Куйбышев
Айзман Нина Игоревна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, nina.aizman@mail.ru, Новосибирск
Айзман Роман Иделевич
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, aizman.roman@yandex.ru, Новосибирск

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОК 1-ГО КУРСА НГПУ

Аннотация: 
Проведено исследование личностных характеристик студенток 1-го курса ФГБОУ ВПО «НГПУ», обучающихся в г. Новосибирске и г. Куйбышеве, для оценки их личностного потенциала в зависимости от района проживания. Показано наличие общих личностных качеств у студенток, характеризующих высокий уровень их жизненного потенциала, так и проявление различий, связанных с условиями проживания. У студенток г. Новосибирска более выражены уровень рефлексии, жизнестойкости, удовлетворенности жизнью, самодетерминации, аутентичности и воспринимаемого выбора, ориентации на карьеру и профессиональное становление, тогда как у студенток г. Куйбышева выше уровень целеустремлённости, самоорганизации и физического здоровья. Полученные результаты могут быть основой для организации воспитательного процесса в вузе с учетом выявленных личностных характеристик студенток.
Ключевые слова: 
личностный потенциал, студентки, место обучения, рефлексивность, жизнестойкость, самоорганизация, качество и удовлетворенность жизнью, жизненные ценности, карьера.
Библиографический список: 

1. Айзман Р. И. Здоровье и безопасность – ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – №6 (18). – С. 48–52.
2. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615200 от «11» апреля 2013 г. г. Москва ФГУП НТЦ «Информрегистр».
3. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практич. конгрессов Третьего Всерос. форума «Здоровье нации – основа процветания России». – Том 3, Часть 1. – Москва, 2007. – С. 23–25.
4. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодёжи // Психология обучения. М.: СГУ, 2010. – С. 77–88.
5. Богомаз С. А., Мацута В. В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала: методическое руководство: метод. пособие. – Томск: ТГУ, 2012. – 39 с.
6. Гапонова, Г. И. Реализация личностного потенциала студента в процессе формирования профессионализма: автореф. дис. … канд. пед. наук.  Краснодар, 2007. – 25 с.
7. Герьянская Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования // Сибирский психологический журнал. – Новосибирск, 2008. – № 29. – С. 86–89.
8. Кузнецова Л. М., Кузнецов В. Д., Тимошенко К. Т. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза //Гигиена и санитария. – 2008. – №3. – С. 59–63.
9. Литвинова Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: дис. …докт. биол. наук / Н. А. Литвинова. – Кемерово, 2008. – 284 с.
10. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях //Психологический журнал. – 2001. Т. 22, № 1. – С. 16–24.
11. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed.by P.T.P.Wong, P.S.Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 2008, p.1-25.