УДК: 
376.1
Фомичева Лидия Валентиновна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Lida.fomicyeva@mail.ru, Санкт-Петербург

ФЕНОМЕН ОСТАТОЧНОГО ЗРЕНИЯ И ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ АБИЛИТАЦИИ

Аннотация: 
Центральным вопросом статьи является поиск и обоснование коррекционно-педагогических приемов развития остаточного зрения как интегрального свойства глубоко нарушенной зрительной системы в период раннего детства. При этом изучается феномен остаточного зрения ребенка с практической слепотой. В статье определяются этапы становления психофизиологического акта видения в условиях остаточного зрения, коррекционно-педагогические методы и приемы, которые призван использовать тифлопедагог в решении задачи абилитации - развития визуальных возможностей ребенка с практической слепотой.
Ключевые слова: 
абилитация, остаточное зрение, коррекционно-педагогические приемы.
Библиографический список: 

1. Бондаренко В. М., Данилова М. В., Красильников Г. Н., Леушина Л. И., Невская А. А., Шелепин Ю. И. Пространственное зрение. – Санк-Петербург, «Наука», 1999. – 218 с.
2. Каплан А. И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. М.: Педагогика, 1974. – 200 с.
3. Одинокова Н. А. Теоретические аспекты проблемы формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Сибирский педагогический журнал . – №5. – 2013. – С. 81–85.
4. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы воспитания и обучения детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.
5. Фомичёва Л. В. К вопросу о профессиональных компетенциях тифлопедагога, востребованных в абилитации ребёнка с тяжелым нарушением зрения. //Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы ХVIII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». – СПб, Политехн. ун-т, 2011. – С. 95–98.
6. Фомичева Л. В. К вопросу о социализации ребёнка раннего возраста с нарушением зрения. // Специальное образование. – Екатеринбург, Урал.гос.пед.ун-т –2014. – С. 57 – 65.
7. Фомичева Л. В. К вопросу о развитии остаточного зрения у учащихся с практической слепотой //Особый ребенок в поликультурном обществе: Материалы ХХI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура». – СПб, РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – С. 317 – 320.
8. Perkins Activity and Resource Guide: A handbook for teachers and parents of students with and multiple disabilities. Second Edition. Revised and Updated/All rights reserved.- USA: Perkins School for the Blind. – 2004. – 200 p.