УДК: 
378+72.06+72.01
Чапля Татьяна Витальевна
Доктор культурологии, доцент, профессор кафедры теории, истории культуры и музеологии, Новосибирский государственный педагогический университет, chap_70@mail.ru, Новосибирск

Потребление в образовательной сфере как индикатор социализации

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема потребления в образовательной сфере и ее связь с процессом социализации. Цель статьи – анализ мотивов демонстративного потребления и условий и способов его реализации в системе образования как механизма социализации в обществе потребления. Методология. В качестве методологической базы использовались: 1) концепция принятия роли Другого Дж. Мида; 2) концепция демонстративного потребления Т. Веблена и М. Вебера как индикаторов сословной структуры общества и гаранта формирования мотивов и целей потребления; 3) социологический подход, позволяющий выстроить исследование на основе концепции сходства и различения П. Бурдье. Результаты исследования: на основе определения процессов потребления в современном обществе рассмотрено получение образования как вариант демонстративного потребления, выявлены его мотивы и варианты. Показано, что выбор субъектом траектории получения образования вне зависимости от его цели и мотивов выступает способом социализации в обществе потребления. Заключение. Делается вывод о том, что демонстративное потребление в образовании проявляется в том, что образование, функционирующее как социальный институт, выполняет функции не только образования общества, организации процесса обучения, но и символического потребления: оно является инструментом поддержания существующей социальной иерархии, способом перемещения по социальным слоям, то есть организует и обеспечивает социальную мобильность, а также индикатором финансовых возможностей, личностных предпочтений и амбиций.
Ключевые слова: 
образование; обучение; потребление; социализация; социальная мобильность; социальная роль; социальная стратификация
Библиографический список: 

1. Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. – 2003. – № 2. – С. 84–108.
2. Савина А. К. Социализация как социально-психологическая категория в исследованиях ведущих зарубежных ученых // Ценности и смыслы. – 2017. – № 2 (48). – С. 114–130.
3. Концепции социализации и индивидуации в современной психологии: коллективная монография. – М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. – 284 с.
4. Мудрик А. В., Патутина Н. А. Детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 3. – С. 7–20. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.1903.04
5. Ковалева А. И. Тезаурурсная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – № 3. – С. 348–353.
6. Дубовская Е. М. Социализация личности в мультикультурном пространстве как один из аспектов проблемы «личность и общество» // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2019. – № 4. – С. 24–32. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-4-24-32.
7. Виньков С. В. Теоретические основания концепта «жилищная социализация» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 3 (203). – С. 36–45.
8. Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. – 52 с.
9. Рыжкова К., Рощина С., Солнцев С., Травкин П. Дифференциация качества образования и заработная плата выпускников России // Вопросы образования. – 2023. – № 1. – С. 161–190. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-161-190.
10. Khoo P., Ost B. The Effect of Graduating with Honors on Earnings // Labour Economics. – 2018. – Vol. 55, September. – P. 149–162. DOI: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2018.05.012.
11. Walker I., Zhu Y. University Selectivity and the Relative Returns to Higher Education: Evidence from the UK // Labour Economics. – 2018. – Vol. 53, August. – P. 230–249. DOI:
https://doi.org/10.1016/j.labeco.2018.05.005.
12. Тихонова Н. Е. Модель субъективной стратификации российского общества и ее динамика // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2018 а. – № 1–2 (126). – С. 17–29.
13. Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 83–109. DOI:
https://doi.org/10/17323/1814-2017-3-83-109
14. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневра, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. – 2021. – № 2. – С. 10–42. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42.
15. Керша Ю. Д. С кем учиться, чтобы попасть в вуз: социально-экономическая композиция школы и неравенство доступа к высшему образованию // Вопросы образования. – 2021. – № 4. – С. 187–219. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-187-219.
16. Лукина А. А. Образовательные траектории студентов первого поколения как кейс неравенства в высшем образовании // Вопросы образования. – 2023. – № 2. – С. 133–160.
DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-133-160.
17. Зарецкая И. И. Управление процессом социализации личности – инновация в воспитании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2. – С. 12–16.
18. Щеглов И. А. Социализация личности как теоретическая проблема // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 36–39.
19. Веблен Т. Б. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с.
20. Вебер М. Основные понятия стратификации // Политология. – М.: Гардарики, 2000. – С. 256–273.
21. Свендсен Л. Философия моды. – М.: Прогрсс – Традиция, 2007. – 256 с.
22. Щавель С. А. Синдром потребительства и стиль жизни // Социологический альманах. – 2019. – № 10. – С. 8–21.
23. Ечевская О. Г. Практики потребления и различия в контексте социально обусловленных оправданий бедности и богатства // Регион: экономика и социология. – 2010. – № 1. – С. 129–148.
24. Губнелова Н. З. Идентификация как социально-экономический механизм регуляции потребительского поведения в регионе // Крымский научный вестник. – 2015. – № 6. – С. 68–80.
25. Мамедов А. К., Коркия Э. Д., Малашо-нок С. Г. Новый взгляд на прежние маркеры социальной стратификации: образование в обществе потребления // Вестник РУДН. Серия: Социология, ноябрь. – 2016. – Т. 16, № 4. – С. 777–788.
26. Напсо М. Д. Образование как потребительская услуга // Современное образование. – 2019. – № 1. – С. 33–40.
27. Ильин А. Н. Проявление культуры потребления в образовательной сфере // Ценности и смыслы. – 2014. – № 6 (34). – С. 65–73.
28. Николаева Е. М., Щелкунов М. Д. Идентификация личности в условиях консьюмеризации образования // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2010. – Т. 152, Кн. 1. – С. 135–144.
29. Щелкунов М. Д. Образование в эпоху гламура // Вестник экономики, права и социологии. – 2011. – № 2. – С. 269–274.
30. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. – М.: Айри-пресс, 2004. – 384 с.