УДК: 
378
Алтухова Мария Кимовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и лингвострановедения Института иностранных языков, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, maralt@list.ru, Санкт-Петербург
Сухова Наталья Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковой подготовки №7, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова, natasuchova@yandex.ru, Санкт-Петербург

Обучение иностранному языку бакалавров в языковых вузах в дистанционном формате. За или против?

Аннотация: 
Введение. Данная статья показывает, как пандемия Covid-19 внесла свои коррективы в процесс обучения и в языковых вузах наряду с офлайн-обучением получили распространение такие формы обучения, как онлайн и смешанная (сочетание онлайн- и офлайн-форм). Целью статьи является определение наиболее эффективной формы обучения иностранному языку в языковом вузе, в частности, по дисциплинам «Практика устной речи», «Практика письменной речи», «Фонетика» и «Грамматика» и формулирование рекомендаций по оптимизации трудовых и временных затрат преподавателей в подготовке к онлайн-занятиям. Методология и методы исследования включают: анализ и синтез научно-педагогической литературы по теме исследования; проведение эксперимента; использование статистического метода подсчета коэффициентов и методов устного и письменного опроса: анкетирование, интервьюирование; сравнение полученных данных. Результаты исследования. В статье приведены результаты предпочтения студентов по форме обучения (онлайн, офлайн или смешанная) и анализ результатов проведенного экспериментального обучения в разных формах по дисциплинам «Практика устной речи», «Практика письменной речи», «Фонетика» и «Грамматика». В заключение делается вывод, что при использовании новых методов и приемов работы возможны положительные результаты в онлайн-обучении всем видам речевой деятельности и аспектам языка, однако для разных видов речевой деятельности и языковых аспектов предпочтителен разный формат обучения. Кроме того, в статье представлены рекомендации преподавателям по обучению в формате онлайн на основе педагогического опыта авторов и проведенного экспериментального исследования.
Ключевые слова: 
образование в языковом вузе; онлайн- и офлайн-обучение; смешанное обучение; практика устной и письменной речи; формирование фонетических навыков; обучение грамматике
Библиографический список: 

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. И. Трубициной. – М.: Юрайт, 2017. – 336 с.
3. Постановление правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031 (дата обращения: 23.02.2024).
4. Никитская Е. А. Использование цифровых технологий в процессе профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы на этапе обучения в высшей школе // Сибирский педагогический журнал. –2023. – № 2. – С. 57–65. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2302.05.
5. Козырева М. П. Технология смешанного обучения (Blended Learning) иностранному языку студентов-филологов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2021. – № 1, Т. 27. – С. 39–45. DOI: http://doi.org/10.18287?2542-2021-27-1-39-45.
6. Широких А. Ю. Цифровизация в обучении лексике и самостоятельной работе студентов // Мир науки, культуры и образования. – 2021. – № 3 (88). – С. 136–139.
7. Дигтяр О. Ю. Дистанционное обучение как образовательная практика в современном вузе в условиях мировой пандемии и ее влияние на учебный процесс // Мир науки, культуры и образования. – 2022. – № 1 (92). – С. 154–157.
8. Шепелева Л. А., Марюхина В. В. Анализ удовлетворенности студентов дистанционными образовательными ресурсами // Мир науки, культуры и образования. – 2021. – № 3 (88). – С. 134–136.
9. Шепелева Л. А., Марюхина В. В. Дистанционные образовательные технологии в высшем образовании // Мир науки, культуры и образования. – 2021. – № 4 (89). – С. 104–106.
10. Голуб В. В. Моделирование процесса дистанционного обучения курсантов военных вузов при освоении второй специальности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002. – 24 с.
11. Пилипенко А. М. Инновационная модель дистанционного обучения: аспект психолого-познавательных барьеров: монография. – М.: ИИЦ «АТиСО», 2017. – 175 с.
12. Глазун М. А., Яхьяева К. М., Сухова Н. А. Обучение лексике на иностранном языке в неязыковом университете в условиях цифровизации // Сибирский учитель. – 2022. – № 3. – С. 81–86.
13. Сухова Н. А., Карташова В. Н. Актуализация профессиональной подготовки будущих медиаторов-переводчиков в цифровой образовательной среде с акцентом на информационную и лингвосоциокультурную безопасность // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 2. – С. 134–142. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2302.1.
14. Инютина А. А. Сравнительный анализ российских и зарубежных теорий и практик внедрения смешанного обучения в институтах высшего образования // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2023. – № 2 (62). – С. 65–71. DOI: 10.24888/2073-8439-2023-62-2-65-71.
15. Алтухова М. К. Современные тенденции в обучении иноязычной письменной речи студентов институтов и факультетов иностранных языков // Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам: традиции и инновации: Шатиловские Чтения: сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во «ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. – С. 40–43.
16. Новиков А. М. Как работать над диссертацией? – М.: Эгвес, 1999. – 104 с.
17. Роберт И. В., Сериков В. В., Торхова А. В. Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании: монография / под ред. Е. В. Лопановой. – Омск: Изд-во ОмГА, 2022. – 160 с.
18. Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Методология педагогических исследований в современной социокультурной ситуации: уч.-метод. пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2022. – 112 с.