УДК: 
378+159.9
Кавун Людмила Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, kavun@corp.nstu.ru, Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ (№3-2015)

Аннотация: 
В статье обосновывается необходимость использования специальных приемов обучения магистрантов-психологов методам научного исследования. Сложность обучения объясняется методологическими противоречиями, связанными с необходимостью использо-вания при изучении сложных психологических феноменов естественно-научной и гуманитарной парадигм, различающихся по принципам и методам. Феноменологические, качественные исследования требуют от исследователя большого профессионализма, а небольшой объем выборок вызывает недоверие у представителей академической науки. Магистранты редко используют их в научной работе. Описывается форма обучения, позволяющая магистрантам приобрести навыки проведения комплексного психологического исследования. В качестве феномена, который можно исследовать подобным образом, рассматривается ценностно-смысловая сфера личности, т. к. ее эмпирическое исследование требует применения комп¬лексной исследовательской стратегии и разных, дополняющих друг друга, методов.
Ключевые слова: 
ценностно-смысловая сфера личности, количественные и качественные методы исследования в психологии, комплексное психологическое исследование
Библиографический список: 

1. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское пе-дагогическое агентство, 1998. – 263 с.
2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реально-сти. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.
4. Петренко В. Ф. Личность человека – основа его картины мира // Модели мира. – М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1997. – С. 9–24.
5. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.
6. Соломин И. Л. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь»: методическое руко-водство. – СПб.: ГМНПП «Иматон», 2002. – 64 с.
7. Тараканов А. В. Эволюция ценностно-смысловых ориентаций и компонентов креатив-ности в процессе профессионального обучения студентов-психологов // Философия образо-вания. – 2010. – № 3 (32). – С. 178–183.
8. Улановский А. М. Феноменологическая психология: качественные исследования и рабо-та с переживанием. – М.: Смысл, 2012. – 255 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) ма-гистр) [Электронный ресурс] // Сайт УМО. – URL: http://www.umo.msu.ru/index.php?file_name=STATIC/fgos.html (дата обращения: 23.04.2015).
10. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
11. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. – 1992. – Vol. 25. – P. 3 –65.