УДК: 
378+37.0
Ломоносов Александр Викторович
Кандидат экономических наук, руководитель Информационного центра, Новосибирский государственный университет экономики и управления, ., Новосибирск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, ведущий аналитик лаборатории современных форм и методов воспитания, Центр воспитания и развития личности РАО, Москва; проректор по научной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Портрет профильного проректора по воспитательной работе в образовательных организациях высшего образования

Аннотация: 
Введение в проблему. Решение задач воспитания в высшей школе сопровождается расширением субъектов организации данной деятельности. В высших учебных заведениях стали появляться должности на уровне проректора, который ответственен за воспитательную работу. С практической точки зрения важно рассмотреть акторов реализации программ воспитания в высшем учебном заведении на уровне организации. Цель статьи – анализ функционала организаторов воспитания студенческой молодежи в высших учебных заведениях. Методологию исследования составили системный, личностно-деятельностный подходы, а также аналитико-синтетические теоретические методы, методы сравнения, обобщения и систематизации. В качестве самостоятельной базы исследования выступили официальные сайты ста высших учебных заведений, которые вошли в рейтинг лучших вузов России RAEX-100 в 2022 г. Результаты исследования. Выделены три группы должностных профилей проректоров по воспитательной в зависимости от сопутствующего функционала; установлены особенности гендерной и возрастной дифференциации лиц, ответственных за указанную работу. Заключение. Результаты проведенного исследования позволили создать усредненный портрет ответственного за воспитательную работу в высшем учебном заведении на современном этапе. Воспитательная работа в вузе напрямую влияет на качество подготовки высококвалифицированных кадров.
Ключевые слова: 
воспитательная работа; проректор; образовательные организации высшего образования; программа воспитания
Библиографический список: 

1. Ломоносов А. В. Оценка стоимости клиентского капитала высшего учебного заведения (на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления) // Сибирская финансовая школа. – 2022. – № 1 (145). – С. 72–80.
2. Шакурова М. В., Селиванова Н. Л., Ромм Т. А. Теоретические и методические основы организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 7–21. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2204.01
3. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023623427 Российская Федерация. Воспитательная деятельность в университете как ресурс профессиональной подготовки педагогов: заявл. 15.08.2023: опубл. 12.10.2023 / Т. В. Лукина, Т. А. Ромм, Н. В. Кохан; заявитель федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет».
4. Разработка теоретических и практических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях: Аналитический отчет / под ред. Н. Л. Селивановой, Т. А. Ромм, М. В. Шакуровой. – М.: Российская академия образования; Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – 326 с
5. Киселев Н. Н. Воспитательный потенциал института кураторства в педагогическом вузе // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 3 (67). – С. 25–33. – DOI: 10.15293/1812-9463.2203.03.
6. Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования / О. Ю. Васильева, В. С. Басюк, Н. Л. Селиванова [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. – 36 с.
7. Методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания на основе Примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования: Рекомендовано к изданию Российской академией образования / Н. Л. Селиванова, Т. А. Ромм, П. В. Степанов [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. – 84 с.
8. Бережная Ю. Н., Гуртов В. А. Динамика распределения возрастных категорий руководителей вузов // Высшее образование в России. – 2009. – № 12. – С. 86–90.
9. Жданов П. А., Тростянская И. Б., Барсу-ков А. А., Полихина Н. А. Портрет современного ректора: необходимые компетенции на глобальном научно-образовательном рынке // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 129–158.
10. Wakit S., Dacholfany M., Wahab A., Muhja Z., Suharyat Y., Nursikin M., Supriatna D. The Rector’s Transformational Leadership Style at Nahdhatul Ulama College // Halaqa: Islamic Education Journal. – 2022. – Vol. 6, no. 2. – P. 89–102.
11. Clipa С., Florea N., Nestian S., Tita S. Higher education management through the vision of candidates for rector position in Romanian universities // Conference: 11th International management conference “The Role of Management in the Economic Paradigm of the XXIst Century”. – Bucharest, Romania, 2017. – P. 511–523.
12. Varghese N., Panigrahi J. India Higher Education Report 2021: Private Higher Education. 1st Edition. – 2022. – 274 p.
13. Farrell O. From Portfolio to Eportfolio: The Evolution of Portfolio in Higher Education // Journal of Interactive Media in Education. – 2020. – № 1. – P. 19.
14. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Проректоры российского университета: социологический портрет и структурные изменения // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Т. 24, № 1. – С. 119–132.
15. Брюхова О. Ю., Старцева Н. Н. Организация профориентационной работы: анализ практик российских вузов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 9 (89). – С. 30–36.