Быструшкин Сергей Константинович
Доктор биологических наук, профессор кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал МПГУ, bistrushkin@mail.ru, Анапа
Щемирская Ольга Андреевна
Преподаватель первой категории кафедры социально-гуманитарного образования и дизайна, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, sherbina2205olga@yandex.ru, , Анапа
Микитюк Наталья Васильевна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, uo.mikinatali@mail.ru , Анапа
Влияние личностных, психофункциональных качеств обучающихся на формирование профессиональных навыков изобразительной деятельности
Аннотация:
Проблема и цель. В статье представлены материалы исследования проблемы влияния личностных, психофункциональных качеств обучающихся на эффективность формирования профессиональных навыков изобразительной деятельности. Изучение врожденных психофункциональных задатков перцептивного восприятия на процесс формирования образного мышления учащихся позволяет повысить качество обучения и эффективно воплощать полученные умения для создания художественного образа. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки позволяет сформировать у них интерес к самостоятельной интеллектуальной деятельности, совершенствовать профессиональные навыки в творческой деятельности.
Цель статьи – изучить влияние личностных, психофункциональных качеств учащихся по направлению «Дизайн» на формирование профессиональных навыков изобразительной деятельности.
Методология. В исследовании были использованы методы оценки творческого мышления учащихся: личностные творческие характеристики Ф. Вильямса (1980), Е. Е. Туник, самоорганизация деятельности Е. Ю. Мандрикова. Оценка усвоения графических навыков учащихся осуществлялась по общепринятым критериям изобразительной деятельности. Полученные результаты были обработаны методами математической статистики с использованием программного пакета “Statistica 10.0 for Windows”. Изучение проблемы развития творческого потенциала врожденных, творческих задатков личности позволяет решать задачи формирования профессиональных навыков изобразительной деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют, что формирование профессиональных навыков изобразительной деятельности обусловлено индивидуальными, врожденными задатками творческого мышления; воображения, любознательности, способности находить новые решения и применять сложную технику при выполнении рисунка. При этом целеустремленность в сочетании с самоорганизацией учебной деятельности являются основой эффективного освоения художественных, профессиональных навыков.
Заключение. В результате проведенного исследования было установлено, что эффективность формирования профессиональных навыков изобразительной деятельности у обучающихся обусловлена врожденными задатками творческого мышления: целеустремленностью, ориентацией на настоящее, внимательным отношением к технике изображения в сочетании с самоорганизацией учебной деятельности как необходимым условием эффективности освоения профессиональных навыков, в то же время для учащихся с доминирующим, пассивным, сенсорно-эмоциональным восприятием окружающего мира планомерность и настойчивость как показатели самоорганизации деятельности имеют относительно-субъективный характер применения в процессе изобразительной деятельности.
Ключевые слова:
изобразительная деятельность; врожденные задатки; самоорганизация; психофункциональные качества; профессиональное обучение; творческое мышление; самоорганизация деятельности
Библиографический список:
1. Бартенева Ю. В., Невядомская А. Н. Развитие образного мышления в процессе обучения живописи // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. – № 5 (14). – С. 8–13.
2. Быструшкин С. К., Созонова О. Я. Влияние психологических свойств личности на графическое воспроизведение зрительной информации // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 4. – С. 136–144.
3. Мелик-Пашаев А. А. О пластической составляющей творчества // Национальный психологический журнал. – 2023. – Т. 18, № 3 (51). – С. 46–54.
4. Прокопова А. С. Психологический подход к анализу визуальной культуры будущих педагогов-художников // Инновации в социокультурном пространстве: Материалы VIII международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 152–155.
5. Ogden D. P. Psychodiagnostics and Personality Assessment: A Handbook. – Virginia, 1982. – 188 p.
6. Воробьёва М. А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. – С. 184–188.
7. Целоусова С. И. Теоретические аспекты проблемы самоорганизации деятельности студентов // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: сборник статей XI Всероссийской молодёжной научно-практической конференции. – Чита, 2019. – С. 228–231.
8. Кондаурова О. П., Шашарина Д. С. Самоорганизация как фактор успешности учебной деятельности // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 67-3. – С. 25–28.
9. Котова С. С., Шахматова О. Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Новые педагогические исследования. – 2007. – № 4. – С. 91–98.
10. Бабкина О. А., Есина О. В. Творческие выставки студентов, как средство интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств. // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: Международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 50–54.
11. Бакшутова Е. В., Долгушина К. Е., Жданова Л. Г. Самоорганизация деятельности студентов с разным локусом субъективного контроля // Развитие человека в современном мире. – 2019. – № 1. – С. 71–80.
12. Целоусова С. И., Леснянская Ж. А. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности и самоорганизации студентов // Проблемы взаимодействия науки и общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 167–172.
13. Юрина А. А. Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих достижений // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006. – № 2. – С. 169–172.
14. Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления. – М.: [и др.]: Питер, 2013. – 315 с.
15. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 59–83.