УДК: 
612.13 + 612.821.2 + 796.015
Рязанцев Андрей Игоревич
старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры, аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, reza.a.i@mail.ru, Новосибирск
Гребенникова Ирина Николаевна
Кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой теоретических основ физической культуры, Новосибирский государственный педагогический университет, i160463@yandex.ru, Новосибирск

Кардиологическая и психофизиологическая реакция школьников с разными типами центральной гемодинамики на продолжительную физическую нагрузку

Аннотация: 
В настоящей работе рассмотрены вопросы оптимизации построения урока оздоровительной физической культуры путем дифференцирования нагрузки на основе данных о физической подготовленности обучающихся. Также затрагивается вопрос ответа стресс-реализующих систем школьников на выполняемую физическую работу. Цель исследования – изучение кардиологической и психофизиологической реакции школьников с разными типами центральной гемодинамики на продолжительную физическую нагрузку. Методология. В процессе исследования были изучены кардиологические и психофизиологические показатели 74 обучающихся мужского пола в возрасте 12–13 лет. В выборку попадали только практически здоровые лица, не отягощенные тяжелыми хроническими и острыми заболеваниями. Все обучающиеся были разделены на три группы по физической подготовленности (на основе результатов пробы PWC170) и три подгруппы по типу центральной гемодинамики (по Н. Н. Савицкому: гипокинетический, эукинетический, гиперкинетический). Оценивалась реакция пульса и внимания на беговую нагрузку разной продолжительности с отличными интервалами отдыха. Заключение. Полученные результаты указывают на разную реакцию школьников с разным типом центральной гемодинамики на продолжительную физическую нагрузку: гипокинетический тип имел стабильные значения пульса во время нагрузки, лучшее восстановление после нагрузки и наименьшее снижение внимания по тесту Б. Бурдона; гиперкинетический тип, напротив, имел нестабильную динамику пульса во время нагрузки, наименьшую скорость восстановления пульса и выраженное снижение внимания. Эукинетический тип имел средние показатели по всем тестам. Результаты исследования могут быть использованы в качестве инструмента для оптимизации методики построения учебно-воспитательного процесса за счет наиболее эффективного дозирования нагрузки.
Ключевые слова: 
школьники; физическая культура; физическая нагрузка; центральная гемодинамика; внимание; типологизация; оптимизация урока
Библиографический список: 

1. Пушкина В. Н., Варенцова И. А., Оляшев Н. В. Функциональные возможности кардиореспираторной системы и двигательный потенциал у лиц с разным типом гемодинамики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16068 (дата обращения: 04.05.2024).
2. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Сера-зетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестник ТГПУ. – 2007. – № 5 (68). – С. 83–87.
3. Токарев А. Н., Попова И. В., Беляков В. А. Адаптация и состояние здоровья детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – Т. 63, № 4. – С. 285–285.
4. Хлущевская О. А., Химич Г. З. Проблемы адаптации и здоровье студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4-1. – С. 64–67.
5. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологий. – М.: Медицина, 1979. – 295 с.
6. Чемоданов В. В., Краснова Е. Е., Горна-ков И. С. Конституциональная типология, наследственная предрасположенность и соединительнотканная дисплазия у детей: история изучения // Вестник ИвГМА. – 2013. – № 2. – С. 62–65.
7. Ванюшин М. Ю., Елистратов Д. Е. Влияние нагрузки повышающейся мощности на кардиореспираторную систему спортсменов с различными типами кровообращения // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3-2. – С. 241–244.
8. Ванюшин Ю. С., Федоров Н. А. Состояние кардиореспираторной системы спортсменов с различными типами кровообращения при физической нагрузке // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – № 1. – С. 160–166.
9. Гаврилова Е. А. Сердце спортсмена. Актуальные проблемы спортивной кардиологии. – М.: Спорт, 2022. – 430 с.
10. Рязанцев А. И., Гребенников Е. К., Гребенникова И. Н. [и др.] Кардиоваскулярная и вегетативная адаптация организма курсантов института гражданской авиации к разным типам локомоторной двигательной активности // Сибирский научный медицинский журнал. – 2024. – Т. 44, № 3. – С. 108–117.
11. Карпман В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 95 с.
12. Терегулов Ю. Э. К методике определения типов центральной гемодинамики в клинической практике // Практическая медицина. – 2011. – № 52. – С. 138–140.
13. Сидоров К. Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2012. – № 4. – С. 50–57.
14. Гаврилова Е. А. Спорт, стресс, вариабельность. – М.: Спорт, 2015. – 168 с.
15. Michael S., Graham K., Davis G. Cardiac Autonomic Responses during Exercise and Post-exercise Recovery Using Heart Rate Variability and Systolic Time Intervals – A Review // Frontiers in Physiology. – 2017. – vol. 8.
16. Брызгалова М. В., Кальбердин И. С. Исследование концентрации внимания до и после физической нагрузки у студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 1 (179). – С. 43–47.
17. Виноградов И. Г. Влияние силовых нагрузок различной направленности на свойства кратковременной памяти у студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2007. – № 11 (33). – С. 14–17.
18. Shibuya K., Tanaka J., Kuboyama N. [et al.] Cerebral cortex activity during supramaximal exhaustive exercise // The Journal of sports medicine and physical fitness. – 2004. – vol. 44, № 215-9.
19. Ma J., Chen H., Liu X., Zhang L., Qiao D. Exercise-Induced Fatigue Impairs Bidirectional Corticostriatal Synaptic Plasticity // Front Cell Neurosci. – 2018. – vol. 12:14.
20. Wachter J. De, Proost M., Habay J., Verstraelen M. [et al.] Prefrontal Cortex Oxygenation During Endurance Performance: A Systematic Review of Functional Near-Infrared Spectroscopy Studies // Frontiers in Physiology. – 2021. – № 12. – P. 761232.