Сидорчук София Дмитриевна
аспирант Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, sonyasidorchuk@yandex.ru, Новосибирск
Аннотация:
В статье проанализирован процесс формирования и подготовки кадров для дошкольных учреждений Западной Сибири в 1920–1930-е гг. На основе использования архивных материалов дана характеристика процесса обучения дошкольных работников в 1920–1930-е гг., определены ключевые моменты работы в детских садах в городах и селах Западной Сибири в соответствии с целями государственной политики в указанный период. Комплексный анализ методических рекомендаций и материалов для работы в дошкольных учреждениях позволил выделить основные направления профессиональной подготовки педагогов.
Цель статьи – раскрыть процесс формирования и подготовки кадрового состава дошкольных учреждений Западной Сибири в 1920–1930-е гг.
Методология. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных принципов, среди которых ведущее место принадлежит принципам диалектики, историзма, объективности, целостности подхода в процессе изучения и оценки выявленных фактов, системности рассматриваемых явлений и процессов; принципам научно-педагогического исследования. Историко-системный метод способствовал рассмотрению функционирования дошкольных учреждений как единой целостной системы в рамках отношений «детский сад – педагогический состав».
Результаты исследования. В заключении делается вывод, что на процесс формирования кадрового состава дошкольных учреждений Западной Сибири в 1920–1930 гг. оказывала влияние государственная политика в области создания детских садов. Организация обучения персонала детских садов складывалась из проведения краткосрочных курсов, которые начали активно открываться с начала 1920-х гг. в городах Западной Сибири. Система краткосрочных курсов далеко не всегда могла соответствовать реальной работе в детских садах. Несмотря на активное развитие сети дошкольных учреждений к 1930-м гг., детские сады по-прежнему нуждались в большем количестве профессиональных кадров.
Ключевые слова:
дошкольное детство; детские сады; дошкольное воспитание; история детских садов; дошкольные учреждения; кадровый состав; Западная Сибирь; 1920–1930-е гг.
Библиографический список:
1. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. – Новониколаевск: Сибирское областное государственное издательство, 1923. – Вып. 1. – 256 с.
2. Красногорская Л. И. Очерки развития дошкольного воспитания. – М.: Учпедгиз, 1938. – C. 111–115.
3. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 11 т. – М.: Академия педагогических наук, 1979. – Т. 2. – 922 с.
4. Циванюк К. Д. Развитие дошкольного воспитания в г. Красноярске за 50 лет // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. – Красноярск, 1970. – С. 171–174.
5. Чечулина О. Г. Система повышения квалификации как фактор становления и развития дошкольного воспитания в Западной Сибири (1917–1940 гг.): автореф. дис. …. канд. пед. наук. – М., 2007. – 21 с.
6. Catriona Kelly. Children’s World: Growing Up in Russia, 1890–1991. – London: Yale University Press, 2008. – 736 p.
7. Berry Mayall A History of the Sociology of Childhood. – London: Institute of Education Press, 2013. – 64 p.
8. Афанасова Е. Н. Формирование кадрового состава дошкольных учреждений Восточной Сибири 1920–1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 413. – С. 64–69.
9. Колокольникова З. У. Учреждения дошкольного воспитания в Сибири начала XX в. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 116. – С. 28–37.
10. Мчедлидзе Н. Б., Савинова Л. К., Гребенщикова Е. А. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия. – М., 1988. – С. 136–139.