УДК: 
316.772.2
Васильева Марина Рашидовна
Кандидат философских наук, доцент кафедры социально-массовых коммуникаций гуманитарного факультета, Новосибирский государственный технический университет, vasileva @corp.nstu.ru, Новоcибирск

ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (№4-2015)

Аннотация: 
Настоящая статья посвящена возможности создания новой дисциплины «Визуальные коммуникации». Сейчас визуальные коммуникации изучаются в рамках широкого междисциплинарного поля, тематически объединяющего все исследования визуального в современной культуре, но имеют перспективу дисциплинарной автономии. Эта цель достигается путем отбора, анализа и интерпретации теоретических ресурсов всех привлекаемых предметных областей, которые распределяются согласно структурным элементам принятой базовой модели коммуникации. Дальнейшая экспликация привлеченных таким образом понятий приводит к созданию понятийного ряда и логико-онтологической схемы новой дисциплины «Визуальные коммуникации».
Ключевые слова: 
визуальные коммуникации, визуальный объект, визуальный медиум, визуализация, визуальный опыт
Библиографический список: 

1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Сиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672 с.
2. Батаева Е. В. Фланерство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики // Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 61– 68.
3. Васильева М. Р. Теоретико-методологические проблемы исследований визуальных коммуникаций в новых медиа // Connect-Universum-2014: сборник материалов V Международной научно- практической Интернет-конференции. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. – 2015. – С. 73–76.
4. Гундарин М. В., Ситников А. П. Победа без победителей: очерки теории прагматических коммуникаций. – М.: ИМИДЖ-контакт, 2003. – 256 с.
5. Инишев И. Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос. – 2012. – № 1 (85).– С.197–198.
6. Крышталева М. К. Визуальный опыт человека в визуальной культуре // Terra Humana. – 2014. – № 2. – С. 165–168.
7. Пирогов С. В. Горизонты исследования визуального // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2013. – № 4 (24). – С. 124–131.
8. Программа курса «Визуальные коммуникации». Институт моды, дизайна и технологии [Электронный ресурс]. – URL: imdt.ru/programm/vuzovskij_komponet/vizualnaya (дата обращения: 10.06.2015).
9. Усманова А. Визуальные исследования как исследовательская парадигма [Электронный ресурс]. – URL: http://filosfak.ru/biblio/усманова-альмира-визуальные-исследо/ (дата обращения: 05.05.2015).
10. Mitchell W. J. T. The Pictorial Turn // Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. – Chicago & London: The University of Chicago Press, 1994. – Р. 11–34.
11. Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn // Journal of Visual Culture. – 2008. – № 7 (2). – Р. 131–146.