УДК: 
377.5
Тропникова Валерия Валерьевна
преподаватель, Новосибирский медицинский колледж, Новосибирский государственный университет экономики и управления, tropnikova@inbox.ru, Новосибирск

Цифровые инструменты в образовательной среде системы среднего профессионального образования

Аннотация: 
Рассматривается применение комплекса средств обучения, включая цифровые лаборатории и микроскопию в учебных и внеучебных траекториях образовательного процесса при обучении химии, с оценкой их влияния на повышение качества профессиональной подготовки студентов в условиях цифровой трансформации образовательной среды. Цель статьи – анализ эффективности использования цифровых лабораторий; выявление преимуществ и потенциальных трудностей внедрения этих технологий в образовательный процесс; разработка рекомендаций для преподавателей по оптимальному использованию цифровых инструментов в условиях цифровой трансформации образования. Методология исследования включает анализ литературы, экспериментальное обучение с использованием комплекса средств обучения, анкетирование студентов и преподавателей, а также статистический анализ данных для оценки влияния цифровых инструментов на обучение химии в медицинском колледже. Результаты. Показано, что усвоение теоретического материала по химии, осознанность проведения опытов на практических занятиях с использованием цифровых лабораторий способствует более глубокому пониманию химических процессов, повышает мотивацию студентов к изучению предмета и улучшает их практические навыки, что в свою очередь ведет к повышению общего уровня учебных достижений и эффективности образовательного процесса. Внеучебные траектории и междисциплинарные проекты компенсируют отчасти недостаток учебных часов, интегрируя знания из разных областей, в итоге повышая общую ценность и гибкость образовательного процесса. Заключение. Определено, что цифровая информационно-предметная образовательная среда, интегрируя комплекс средств обучения, включая цифровые лаборатории и микроскопию, в систему среднего медицинского образования, а также расширяя использование не только учебных, но и внеучебных траекторий обучения, способствует глубокому усвоению теоретического материала и развитию необходимых практических навыков и профессиональных компетенций. Внеучебные траектории обучения эффективно компенсируют ограниченное количество учебных часов по химии, обеспечивая более глубокое понимание и применение знаний.
Ключевые слова: 
образовательная среда; система среднего профессионального образования; цифровые лаборатории и микроскопия; учебные и внеучебные траектории
Библиографический список: 

1. Роберт И. В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 1. – С. 40–50.
2. Роберт И. В., Шихнабиева Т. Ш., Касторнова В. А., Козлов О. А., Поляков В. П., Мухаметзянов И. Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. – 2022. – № 1. – С. 75–92.
3. Абдуазимова-Озсуйлу Л. А., Мухторова М. М., Абдуазимов А. А., Ханазаров Д. А., Мазифарова К. Р. Проблемы инновационного образования в медицине // Вестник науки и образования. – 2021. – № 15-2 (118). – С. 50–56.
4. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: ИОШ, РАО, 1994. – 228 с.
5. Арбузова Е. Н., Усольцева Л. В. Конструирование и применение комплексов средств обучения для методической подготовки студентов-биологов в условиях информационно-предметной среды вуза: монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 162 с
6. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Диона», 2020. – 244 с.
7. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. – 2020 – № 3 (47). – С. 3–16.
8. Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986. – 80 с.
9. Пасечник В. В. Теория и практика организации учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1994. – 46 с.
10. Corrigan D. No wonder kids are confused: The relevance of science education to science. Paper presented at the ACER annual research «Conference boosting science learning – what will it take?». – Canberra, 2006. – URL: http://research.acer.edu.au/research_conference_2006/.
11. Ben-David Kolikant Y. Digital natives, better learners? Students’ beliefs about how the Internet influenced their ability to learn // Computers in Human Behavior. – 2010. – Vol. 26, no. 6. – P. 1384–1391. DOI: doi.org/10.1016/j.chb.2010.04.012.
12. DeCoito I. The Use of Digital Technologies to Enhance Learners’ Conceptions of Nature of Science // McComas, W. F. (eds) Nature of Science in Science Instruction. Science: Philosophy, History and Education. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-57239-6_19
13. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
14. Воронин Ю. А., Чудинский Р. М., Бовин И. Т., Сахаров Ю. Е. Современный учебный физический эксперимент: учебное пособие. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2000. – 295 с.
15. Волкова С. А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. – 2010. – № 6. – С. 64–67.
16. Зимина А. И. Методика эффективного использования цифровых лабораторий на уроках химии в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 21 с.
17. Клевицкий В. В. Учебный физический эксперимент с использованием компьютера как средство индивидуализации обучения в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1999. – 16 с.
18. Назарова А. Г. Организация демонстрационного химического эксперимента с использованием средств информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 21 с.
19. Старовиков М. И. Обучение школьников экспериментальному методу в курсе физики с использованием компьютера: монография. – Бийск: ЮГПУ, 2006. – 264 с.
20. Жилин Д. М. Практикум L-Микро. Руководство для студентов. – М.: МГИУ, 2006. – 322 с.
21. Чудинский Р. М. К вопросу о компьтеризации учебного эксперимента // Наука и образование. – 2006. – № 6. – С. 69–71.
22. Зимина А. И., Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационного эксперимента // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 59–66.
23. Беспалов П. И., Дорофеев М. В., Жилин Д. М., Зимина А. И., Оржековский П. А. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014. – 229 с.
24. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования центра «Точка роста» (методическое пособие). – М., 2021. – 155 с.
25. Вдовина С. В., Григорьева О. С. Применение цифровых лабораторий при изучении общехимических дисциплин в вузе // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 5. – С. 300–302. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tsifrovyh-laboratoriy-pri-i... (дата обращения: 02.08.2024).
26. Шарыпова Н. В., Соловьёва А. Л., Батенева Я. А. Использование цифровых датчиков при изучении общей химии в вузе // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 230–234. – URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39849 (дата обращения: 02.08.2024).
27. Александрова Е. В. Изучаем органические кислоты с использованием цифрового датчика рН // Химия в школе. – 2024. – № 2. – С. 66–73.
28. Борунова Е. Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. – 2022. – № 6. – С. 66–71.
29. Всяких М. В. Цифровая лаборатория на школьных уроках химии как средство повышения познавательной активности учащихся // Научные горизонты. – 2023. – № 9 (73). – С. 4–8.
30. Профессионально-педагогическое образование: научный поиск и решения XXI века: монография / А. В. Феоктистов, В. А. Федоров, Л. М. Андрюхина [и др.]; под науч. ред. Л. М. Андрюхиной. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023. – 167 с.
31. Тропникова В. В., Хомченко А. С. Практикум по химии. – Новосибирск, 2024. – 197 с.
32. Волкова С. А., Пустовит С. О. Недостатки и преимущества применения цифровой лаборатории «AFS»в обучении химии в средней школе // Педагог и цифровое образование. – М.: Грин Принт, 2022. – 84 с.