УДК: 
37.091.3:57 (045)
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mprof@list.ru, Саранск
Маркинов Иван Федорович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mark33@list.ru, Саранск
Осинин Роман Владимирович
аспирант кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, osinin.r.v@list.ru, Саранск

Методические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся при изучении организма человека в школьной биологии

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема формирования естественно-научной грамотности обучающихся. Ее освоение происходит при изучении учебных предметов, включая биологию с разделом о человеке как биосоциальном существе. Указывается потенциал раздела в формировании данной грамотности в случае, если будут определены методические условия. Цель статьи. Выяснение и общая характеристика методических условий целенаправленного формирования функциональной грамотности обучающихся при изучении организма человека в школьной биологии для их дальнейшей конкретизации и предстоящей опытно-экспериментальной апробации в предметной подготовке. Методология исследования. Она представлена в составе общенаучной (философской) идеи совершенствования личности, конкретно-научной (педагогической), выразителями которой являются социокультурный подход, принцип связи теории и практики обучения и положение об активизации познавательной деятельности обучающихся. Методы исследования. Анализ литературы для определения методических условий формирования функциональной грамотности обучающихся, описание их сущностных характеристик; абстрагирование, генерализация, систематизация и обобщение материалов исследования. Заключение. Для формирования естественно-научной грамотности обучающихся при изучении организма человека выявлены и содержательно наполнены методические условия – конкретизация цели и задач, определение учебного материала, выделение и использование форм организации и методов обучения, выполнение практико-ориентированных заданий.
Ключевые слова: 
общее образование по биологии; обучающиеся; методические условия формирования естественно-научной грамотности при изучении организма человека
Библиографический список: 

1. Горобец Л. Н., Бирюков И. В., Попова Т. П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 3 (94). – С. 84–86.
2. Куприянова С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы // Образование и воспитание. – 2021. – № 2 (33). – С. 33–35.
3. Якунчев М. А., Семенова Н. Г., Марки-нов И. Ф., Осинин Р. В. К проблеме разработки методики формирования естественнонаучной грамотности обучающихся при изучении биологии в школе // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – Т. 13, № 4 (52). – С. 107–115.
4. Давыдова Е. В. Реализация принципа связи обучения с жизнью в советской школе // Вестник ПГЛУ. – 2011. – № 2. – С. 232–236.
5. Перминова Л. М. Естественно-научная грамотность: дидактический подход // Инновации в образовании. – 2017. – № 3. – С. 52–60.
6. Демидова М. Ю., Добротин Д. Ю., Рох-лов В. С. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8–19.
7. Snow C. E., Dibner K. A. Science Literacy: Concepts, Contexts, and Consequences. – National Academies Press, 2016. – P. 166.
8. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Общее и профессиональное образование. – 2012. – № 1. – С. 8–14.
9. Низамова Ч. И., Добротворская С. Г. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 38, № 4. – С. 623–628.
10. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. – 2015. – № 23 (103). – С. 1020–1022.
11. Кокорева А. А. Методические условия обучения студентов профессионально-ориентированной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Вестник ТГУ. – Серия: Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2013. – Вып. 1, № 117. – С. 142–146.
12. Налимова О. О. Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе // Молодой ученый. – 2016. – № 6.1 (110.1). – С. 67–69.
13. Сапарбаева У. Ч. Методические условия эффективного применения средств обучения по биологии // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 1. – С. 22–27.
14. Якунчев М. А., Осинин Р. В., Семенова Н. Г., Журавлева Е. В. Виды учебных кейсов для формирования функциональной грамотности в естественнонаучной подготовке обучающихся // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 10. – С. 160–166.
15. Shrou G., Krippen K. Dzh., Hartli K., 2006. Promoting Self-Regulation in Science Education: Metacognition as Part of a Broader Perspective on Learning. – № 36. – P. 111–139.
16. Самкова В. А., Царева Л. А., Казакова Г. А. Преподавание учебного предмета «биология» в 5–6 классах в условиях обновления содержания общего образования: методические материалы для педагогов, внедряющих обновленный ФГОС ООО. – М., 2023. – 156 с.
17. Пимонова Е. Ю., Рыбакова Т. В. Естественнонаучная грамотность в заданиях по биологии, сформированных учителем // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 3. – С. 130–151.