УДК: 
378.1
Головина Инна Валентиновна
Кандидат химических наук, доцент, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами, Государственный университет просвещения, igolovina1@yandex.ru, Москва

Применение методологии совместной распределенной деятельности для обеспечения единства структуры и содержания программ высшего педагогического образования

Аннотация: 
Введение. Ключевая задача государственной образовательной политики Российской Федерации – создание единого пространства подготовки педагогических кадров. В связи с этим актуальным представляется выявление основных направлений научного дискурса по вопросам единения структуры и содержания программ высшего педагогического образования. Цель статьи: обоснование методологии совместной распределенной деятельности для обеспечения единства структуры и содержания программ педагогического бакалавриата. Методология и методы исследования: анализ и систематизация научных публикаций последних пяти лет и опыта работы ведущих российских университетов, методология совместной распределенной деятельности как социально-педагогическая основа взаимодействия субъектов профессиональной подготовки педагога. Результаты исследования. Выявлены преимущества и недостатки единых подходов к подготовке учителей. Продемонстрированы возможности применения методологии совместной распределенной деятельности для нивелирования проблем внедрения «ядра высшего педагогического образования». Предложен новый вектор применения данного подхода как социально-педагогического основания взаимодействия субъектов образовательного процесса как внутри университета, так и на межуниверситетском уровне. Заключение. Совместная распределенная деятельность является социокультурным механизмом и способна обеспечить формирование единого пространства высшего педагогического образования на основе общих профессионально-педагогических ценностей и культуросообразных оснований. Ключевые составляющие совместности распределенных действий: общность понимания смыслов единства в подготовке учителя, интериоризация целей и принципов «ядра» всеми участниками взаимодействия, субъектная дифференциация задач и операций по их достижению, обмен опытом, профессиональная взаимопомощь, коммуникация и групповая рефлексия. Совместная распределенная деятельность сочетает совместность и автономность действий субъектов и обеспечивает движение в направлении единения высшего педагогического образования при одновременном сохранении уникальности каждого вуза и реализации региональной специфики подготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: 
высшее педагогическое образование; единое образовательное пространство; «ядро высшего педагогического образования»; совместная распределенная деятельность; социально-педагогическое взаимодействие
Библиографический список: 

1. Басюк В. С., Казакова Е. И., Врублевская Е. Г. К вопросу о ядре педагогического образования в классическом университете // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2023. – Т. 21, № 3. – С. 7–27. DOI: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-7-27.
2. Ходырев А. М. Результаты пилотажного исследования особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования (на выборке преподавателей педагогического вуза) // Вестник Мининского университета. – 2024. – Т. 12, № 2 (47). DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-2-8.
3. Тарханова И. Ю., Харисова И. Г. Методология обеспечения преемственности результатов различных уровней профессионального педагогического образования // Человек и образование. – 2021. – № 4 (69). – С. 90–102.
DOI: 10.54884/S181570410018636-4.
4. García-Jiménez M., Fernández Cabezas M., Pérez-García P. Learning strategies in initial teacher training: a systematic review // London Review of Education. – 2024. – Vol. 22 (1), № 3. DOI: https://doi.org/10.14324/LRE.22.1.03.
5. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С. 34–44.
DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-34-44.
6. Богуславский М. В. Модернизация историко-педагогического знания в контексте формирования ядра высшего педагогического образования // Педагогика и подготовка педагогических кадров: сборник научных статей по материалам Пятого профессорского форума (Москва, 24 ноября 2022 года). – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2023. – 98 c.
7. Коротков А. М., Сергеев Н. К. Интеграционные тенденции в современном российском образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 8 (141). – С. 4–10.
8. Kerr N. L., Tindale R. S. Group performance and decision making // Annual Review of Psychology. – 2004. – Vol. 55. – Р. 623–655. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/14744229/
9. Выготский Л. С. Основы дефектологии: собрание сочинений: в 6 т. – Т. 5 / под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
11. Громыко Н. В. Мыследеятельностная педагогика, метапредметный подход: основания и рамки дидактических исследований и разработок // Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов. – Красноярск, 2011. – С 47–48.
12. Исаев Е. И. Психологические основы педагогического профессионализма // Организационная психолингвистика. – 2020. – № 4 (12). – С. 21–36.
13. Rubtsov V., Konokotin А. Formation of higher mental functions in children with special educational needs via social interaction // Evaluation and Treatment of Neuropsychologically Compromised Children: 1st Edition. – London: Academic Press, 2020. – P. 179–195. – DOI: 10.1016/B978-0-12-819545-1.00010-2.
14. Совместная учебная деятельность и развитие детей / В. В. Рубцов, Е. В. Высоцкая, А. З. Зак [и др.]; под ред. В. В. Рубцова, И. М. Улановской. – М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2021. – 352 с.
15. Коммуникативно-ориентированная образовательная среда. Психология проектирования / под ред. В. В. Рубцова. – М.: Психологический Институт РАО, 1996. – 158 с. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/Rko-1996/Rko-158.html. (дата обращения: 30.06.2024).
16. Создание и использование электронных образовательных ресурсов: совместно-распределенная деятельность: коллективная монография / А. М. Коротков, Е. В. Данильчук, Л. Н. Бобровская [и др.]; Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2009. – 160 с. – (Непрерывное педагогическое образование).
17. Коротков А. М., Земляков Д. В., Карпушова О. А. Методика подготовки педагогов к профессиональной деятельности в сетевом формате в условиях интеграции педагогического вуза с региональной системой образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 8 (171). – С. 4–11.
18. Спиридонова С. Б., Карпушова О. А., Козюлина Е. О. Психолого-педагогические принципы построения онлайн-курсов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2022. – № 205. – С. 266–276. – DOI: 10.33910/1992-6464-2022-205-266-276.
19. Столярова И. В. О разработке образовательных программ педагогического бакалавриата в условиях реализации проекта «Ядро высшего педагогического образования» // Математика и проблемы образования: Материалы 41-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (Киров, 22–24 сентября 2022 года). – Киров: Издательство «Веси», 2022. – С. 151–153.
20. Гирфатова А. Р., Тимерьянова Л. М. Социальная психология в рамках реализации психолого-педагогического модуля ядра высшего педагогического образования. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023. – 114 с.
21. Худякова А. В. Разработка содержания дисциплины «Технологии цифрового образования» в рамках внедрения модели «Ядро высшего педагогического образования» // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2023. – № 19. – С. 103–110. DOI: 10.24412/2222-7520-2023-1-103-110.
22. Федюнина А. С., Югова Е. А. Трансформация результатов обучения выпускника при переходе на ядро высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-2. – С. 597–601.
23. Проценко С. И. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях реализации «ядра высшего педагогического образования» // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2023. – № 6 (178). – С. 181–197. DOI: 10.25588/CSPU.2023.178.6.011.
24. Сафонова Л. А. Изучение Системы контроля качества знаний в дисциплинах ядра высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-3. – С. 283–287.
25. Михалева Л. П., Тютюкова О. Н. О подготовке студентов педагогических вузов к работе классного руководителя в контексте реализации ядра высшего педагогического образования // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XIII Международной научной конференции (Красноярск, 26–27 мая 2022 года). – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2022. – С. 79–82.
26. Тагаева Е. А., Бакулина Е. А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза в условиях реализации «ядра высшего педагогического образования» // Перспективы науки. – 2023. – № 11 (170). – С. 379–382.
27. Воронин Д. М., Воронина Е. Г., Корот-ков О. В. Разработка образовательной программы согласно формированию «ядра высшего педагогического образования» и унификации образовательных программ высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 73-2. – С. 57–59.
28. Жабакова Т. В., Кравцова Л. М. Трансдисциплинарная модель реализации программы педагогического бакалавриата «Ядро высшего образования» // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2023. – Т. 15, № 3 (61). – С. 95–102.
29. Ермошина М. А. Аксиологический потенциал коммуникативной компетенции студентов при реализации проекта «Ядро высшего педагогического образования» // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. – 2022. – № 4. – С. 28–33. DOI: 10.37386/2687-0576-2022-4-28-33.
30. Овчинникова Д. П., Тимонина С. В. Критический взгляд на «Ядро высшего педагогического образования» как унифицированную форму подготовки современного педагога [Электронный ресурс] // Ломоносов-2023: материалы Международного молодежного научного форума (Москва, 10–21 апреля 2023 года). – М.: Макс Преcc, 2023. – URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2023/data/28824/157725_uid807... (дата обращения: 06.06.2024).
31. Сиренко Ю. С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С. 45–50. – DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-45-50.
32. Головина И. В. Императивы формирования образовательного пространства высшего педагогического образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (Вестник КГПУ). – 2024. – № 2 (68). – С. 5–15.

33. Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов: коллективная монография / науч. ред.
И. Ю. Тарханова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. –
287 с.

34. Гневэк О. В., Клевесенкова С. В. К проблеме становления совместно-распределенной деятельности участников образовательного процесса // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 2. – С. 16–21.