УДК: 
37.026
Скрябина Дарья Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет, dar-skryabina@yandex.ru, Глазов

Педагогическое сопровождение развития надпрофессиональных навыков у обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях геймификации

Аннотация: 
В научной обзорной статье представлено обоснование исследования, связанного с проблемой формирования надпрофессиональных навыков у детей с особыми образовательными потребностями в условиях осуществления геймификации как элемента системного педагогического сопровождения процесса образования. Идея использования в образовательной среде геймификации как условия осуществления учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является актуальной. Геймификация очень активно используется в образовании как инструмент мотивации учеников, систематизации новых знаний и закрепления изученного материала, а также как элемент рефлексии полученных знаний у обучающихся. Изученные термины не всегда имеют наполнение педагогическим содержанием, хотя надпрофессиональные навыки в основном формируются именно в учебно-воспитательной деятельности. Среди многообразия имеющихся понятий в изучении надпрофессиональных навыков выделяется ряд направлений в понимании и их применении. Цель статьи заключается в представлении теоретического обоснования для создания концепции педагогического сопровождения развития надпрофессиональных навыков для обучающихся с ООП в условиях геймификации. Методология: основными подходами исследования являются аксиологический, практико-ориентированный, социально-культурологический, компетентностный. Заключение. Геймификация является достаточно эффективной не только для нормотипичных детей, но и для детей с ООП. В связи с этим возрастает потребность в более глубоком анализе и педагогическом наполнении понятия «геймификация», разработке ее классификации и универсальной технологии для более эффективной организации образовательного процесса с обучающимися.
Ключевые слова: 
надпрофессиональные навыки; геймификация; педагогическое сопровождение; дети с особыми образовательными потребностями; концепция педагогического сопровождения в геймификации
Библиографический список: 

1. Семкин А. В. Теоретические аспекты развития образования детей с особыми образовательными потребности // НИР/S&R. – 2021. – № 1 (5). – С. 109–113.
2. Арбатская Е. А., Тарханова Е. Г. Исследование содержания понятия soft skills // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14, № 5. – С. 905–924.
3. Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. – 2019. – № 4. – С. 20–25.
4. Пема А. В. Надпрофессиональные компетенции педагога ХХI века // Педагогика и просвещение. – 2020. – № 3. – С. 29–46.
5. Цымбалюк А. Э. Психологическое сопровождение soft skills // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 6. – С. 120–127.
6. Воскрекасенко О. А. Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся: монография. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. – 175 с.
7. Гончарова В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография. – Красноярск: СФУ, 2014. – 247 с.
8. Попова О. С. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 2013. – 43 с.
9. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов: монография / И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина, Е. В. Логутова, А. М. Молокостова. – Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2015. – 124 c.
10. Артамонова В. В. Концепция геймификации и ее отражение в теории самодетерминации // Социодинамика. – 2019. – № 2. – С. 10–16.
11. Серикова Р. М. Геймификация образовательного процесса как один из компонентов познавательной деятельности учащихся // Вопросы педагогики. – 2017. – № 1. – С. 27–29.
12. The Octalysis Framework for Gamification & Behavioral Design // Yu-kai Chou: [website]. – URL: https://yukaichou.com/gamification-examples/octalysis-complete-gamificat... (дата обращения: 12.04.2023).
13. Асташова Н. А. Аксиологическое образование современного учителя: методология, концепция, модели и технологии развития: специальность 13.00.01 общая педагогика: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Брянск, 2001. – 41 с.
14. Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 108 с.
15. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.