УДК: 
37.01 + 371.14
Дудина Елена Александровна
доцент кафедры иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, elenadudina@list.ru, Новосибирск

Современные тенденции непрерывного профессионального развития педагогов: зарубежный опыт

Аннотация: 
Введение. Данное исследование посвящено феномену непрерывного профессионального развития педагогов (НПР), его современным тенденциям, моделям, а также условиям и технологиям, способствующим его эффективности. Цель статьи – анализ и обобщение современного зарубежного опыта непрерывного профессионального развития педагогов через выявление методологических положений зарубежной теории непрерывного профессионального развития педагогов, характеристику его основных моделей, критериев эффективности и основных тенденций. Методология. Автор использовал метод анализа современной зарубежной научной литературы по проблематике непрерывного профессионального развития педагогов, логические методы познания. Результаты. Сделан аналитический обзор теоретических оснований НПР педагогов. Согласно зарубежным исследователям, в основу методологии НПР положен ряд теорий, среди которых выделяются теория рационального выбора и теория обучения взрослых (принципы андрагогики). Далее в работе представлена характеристика девяти моделей НПР педагогов (обучающая модель; модель, направленная на получение нового профессионального статуса; модель, направленная на устранение профессиональных дефицитов; «каскадная» модель и др.), сформулированных Эйлином Кеннеди (Великобритания) и классифицированных им по принципу их способности поддерживать профессиональную самостоятельность педагогов и преобразующий характер педагогической деятельности. Заключительная часть статьи посвящена принципам эффективного проектирования программ НПР. Они включают принцип профессионального сотрудничества и взаимного обучения, принцип интенсивности, долговременной поддержки педагогов после освоения основной части программы, ориентацию на практическую деятельность педагогов и решение актуальных проблем. Заключение. Автором сделаны выводы о современных тенденциях непрерывного профессионального развития педагогов.
Ключевые слова: 
непрерывное профессиональное развитие педагогов; модели непрерывного профессионального развития педагогов; эффективность непрерывного профессионального развития педагогов; современные тенденции непрерывного профессионального развития педагогов
Библиографический список: 

1. Ballantine J. H., Spade J. Z. Social science theories on teachers, teaching, and educational systems // In International handbook of research on teachers and teaching. – Springer US, 2009. – P. 81–102. DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-387-73317-3_6.
2. Gregson J. A., Sturko P. A. Teachers as adult learners: Re-conceptualizing professional development [Электронный ресурс] // MPAEA Journal of Adult Education. – 2007. – Vol. XXXVI (1). – P. 1–18. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ891061.pdf (дата обращения: 25.03.2024).
3. Beavers A. Teachers as learners: Implications of adult education for professional development // Journal of College Teaching & Learning. – 2009. – Vol. 6 (7). – P. 25–30.
4. Njenga M. Teacher Participation in Continuing Professional Development: A Theoretical Framework // Journal of Adult and Continuing Education. – 2023. – Vol. 29 (1). – P. 69–85. DOI: https://doi.org/10.1177/14779714221123603.
5. Dickens L., Watkins K. Action Research: Rethinking Lewin // Management Learning. – 1999. – Vol. 30, № 2. – P. 127–140. – DOI: https://doi.org/10.1177/1350507699302002.
6. Hargreaves A., Fullan M. Professional capital: transforming teaching in every school. – London: Teachers College Press, 2012. – 240 p.
7. Hoban G. F. Teacher Learning for Educational Change. – Buckingham: Open University Press, 2002. – 192 p.
8. Rhodes C., Beneicke S. Professional Development Support for Poorly Performing Teachers: challenges and opportunities for school managers in addressing teacher learning needs // Journal of In-service Education. – 2003. – Vol. 29. – P. 123–140.
9. Kennedy A. Models of continuing professional development: A framework for analysis // Professional Development in Education. – 2014. – Vol. 40 (3). – P. 336–351. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257. 2014.929293.
10. Walter C., Briggs J. What professional development makes the most difference to teachers? / A report sponsored by Oxford University Press. – 2012. – 20 p.
11. Redman E., Wiek A., Redman A. Continuing Professional Development in Sustainability Education for K-12 Teachers: Principles, Programme, Applications, Outlook // Journal of Education for Sustainable Development. – 2018. – Vol. 12 (1). – P. 59–80. DOI: https://doi.org/10.1177/2455133318777182
12. Coker H. Harnessing technology to enable the flow of professional capital: exploring experiences of professional learning in rural Scotland // Professional Development in Education. – 2021. – Vol. 47:4. – P. 651–666. – DOI: 10.1080/19415257.2021.1876148
13. Rolandson D. M., Ross-Hekkel L. E. Virtual Professional Learning Communities: A Case Study in Rural Music Teacher Professional Development // Journal of Music Teacher Education. – 2022. – Vol. 31 (3). – P. 81–94. DOI:
https://doi.org/10.1177/10570837221077430
14. Guskey T. R. Evaluating professional development. – Thousand Oaks, CA: Corwin, 2000. – 332 p.