УДК: 
37.011
Шустова Инна Юрьевна
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития личности в системе образования, Институт стратегии развития образования, innashustova@yandex.ru, Москва

Семьеведение: педагогика проживания в семье

Аннотация: 
Введение. В статье представлен со-бытийный подход к воспитанию в семье, через идеи «педагогики проживания». Цель статьи раскрыть со-бытийный подход как метод «педагогики проживания», его необходимые характеристики, условия реализации. Основным методом исследования является анализ научных подходов к заявленной проблеме, что в целом позволило обобщить и проанализировать близкие результаты, полученные в педагогике и смежных науках (психологии, философии, социологии, физиологии), а также рефлексия собственного опыта работы в данном направлении. Результаты исследования. Переживание – это прежде всего эмоциональная составляющая семейной жизни. В статье раскрыты важные позиции, раскрывающие феномен «проживание»: особенности взаимных связей и отношений, психологическая близость внутри семьи, чувство общности между членами семьи, эмоциональный тон жизнедеятельности внутри, психологический климат семьи. Основа со-бытийности – это ценностно-смысловое взаимодействие между взрослыми и детьми. В статье представлены характеристики ценностно-смыслового взаимодействия: это совместный интерес участников во взаимодействии; открытость и доверие; взаимодействие должно быть позиционным, когда каждый участник может открыто и честно проявить свою позицию; оно должно быть основано на рефлексивных процессах. В заключении представлены рекомендации родителям, ориентирующимся на со-бытие с детьми: организовывать яркие интересные дела; радостные события; не оценивать детей; сделать жизнь детей разнообразной и радостной; ловить и использовать со-бытийные ситуации и уметь самим создавать такие ситуации, моделировать условия для их реализации.
Ключевые слова: 
семья; воспитание; ценности; эмоции; со-бытие; детско-взрослая общность; ценностно-смысловое взаимодействие
Библиографический список: 

1. Бедерханова В. П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. – Краснодар: Изд-во КГУ, 1993. – 14 с.
2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
3. Дмитриева В. Д. Это же любовь! Книга, которая помогает семье. – М.: Эксмо, 2019. – 304 с.
4. Корчак Я. Право ребенка на уважение. Как любить ребенка. – М.: Дискурс, 2020. – 448 с.
5. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – 2-е изд. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 155 с.
6. Еспер Ю. Ваш ребенок знает лучше! Как построить отношения в семье на доверии, любви и уважении. – М.: Бомбора, 2022. – 256 с.
7. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. изд-во, 1988. – 264 с.
8. Карцева Л. В. Семейный круг: учебно-методическое пособие для педагогов средней общеобразовательной школы по курсу «Семьеведение». – Казань: РИЦ «Школа», 2023. – 220 с.
9. Нартова-Бочавер С. К. 140 вопросов семейному психологу. – М.: Генезис, 2002. – 355 с.
10. Майер А. А., Шестакова О. А. Методика анализа трансформации традиций семейного воспитания // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2022. – № 3. – С. 57‒68.
11. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 438. – С. 186–193.
12. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000. – 364 с.
13. Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 324 с.
14. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Вопросы воспитания. – 2007. – № 1. – С. 90–97.
15. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления [пер. с нем.]. – М.: Республика, 1993. – 447 с.
16. Шустова И. Ю. Воспитание в событии: ситуативная педагогика // Педагогика. – 2018. – № 1. – С. 53–60.
17. Бурмистрова Е. А. Взрослеем с подростком. Воспитание родителей. – М.: Аарчъ, 2021. – 352 с.