УДК: 
159.99
Акименко Наталья Константиновна
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, natalia5a2010@mail.ru, Семипалатинск

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (№5-2015)

Аннотация: 
На примере педагогов (N=150 чел.) средних общеобразовательных школ г.Семипалатинска (Республика Казахстан) изучается взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа работы. В качестве диагностического инструментария была использована методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания», которая позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания и проследить закономерности формирования синдрома. Содержательный анализ результатов методики выявил возможные факторы профессионального выгорания, особенности проявления симптомов, их значение в целостной картине личности. Определена и показана взаимосвязь между степенью выраженности симптомов эмоционального выгорания и длительностью педагогического стажа.
Ключевые слова: 
эмоциональное выгорание, личностная деформация, эмоциональное истощение, резистентность к стрессу.
Библиографический список: 

1. Аминов Н. Учительская усталость// Первое сентября. –1999. – № 26. – С.5.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций. – СПб.: Питер,2004. – 472 с.
3. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов //Вопросы психологии. – 2005. – №2. – С. 96–104.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 358 с.
5. Молочкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: учебное пособие – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,2005. – 130 с.
6.Мушастая Н.В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2007. – 20 с.
7.Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. … д-ра психол. наук.– Ярославль, 2005. – 449 c.
8. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. – М.:Московское Акционерное Издательское Общество,1927.– 173 с.
9. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук.– Ярославль,2001.– 20 с.
10. Чеснокова Г. С. Нарастание профессиональных трудностей как фактор проявления кризиса развития учителя // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 82–86.
11. Maslach C., Jackson S. E.The Maslach Burnout Inventory.–Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. – 123 p.
12. Burish M.Burnout-Sundrom-Theorie der innernErschopfung.–Berlin, 1993. – 99 p.