УДК: 
378(045)
Замкин Петр Васильевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, p.zamkin@yandex.ru, Саранск

Технологии практико-ориентированной подготовки педагога-исследователя для системы общего образования

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема подготовки педагога-исследователя для динамично меняющейся системы общего образования. Учитель-исследователь в различных образовательных моделях рассматривается как ключевой субъект качественных изменений образовательной практики. Цель статьи заключается в проведении обзора и сравнительного анализа современных методических разработок и практического опыта реализации в российских и зарубежных вузах технологических компонентов практико-ориентированной исследовательской подготовки (целей, методов, форм, средств, этапов, алгоритмов, образовательных результатов). Автор рассматривает проблему в рамках компетентностной парадигмы педагогического образования и технологического подхода. Использованы методы сравнительно-сопоставительного и классификационного анализа. Материалы исследования основаны на результатах экспериментальной апробации модели практико-ориентированной подготовки педагога-исследователя в Мордовском государственном педагогическом университете имени М. Е. Евсевьева. В ходе исследования определены и описаны эффективные технологии практико-ориентированной подготовки будущего учителя в вузе. На западе широко используются в рамках исследовательской подготовки активные методы обучения, исследовательские семинары, важное значение имеет организация исследовательской практики в реальных профессиональных условиях. В российских вузах используются игровые, проблемные, поисковые и экспериментальные методы, ситуационный методы и задачный подход. В рамках практико-ориентированного подхода наиболее продуктивным является использование контекстной технологии, обеспечивающей подготовку студента к более глубокому и целостному анализу и критическому осмыслению педагогических явлений и фактов, актуальных проблем в образовательной практике и выработке оптимальных вариантов их решения в реальной педагогической ситуации.
Ключевые слова: 
практико-ориентированная подготовка; педагог-исследователь; система общего образования; технология подготовки
Библиографический список: 

1. Шукшина Т. И., Замкин П. В. Профессиональные дефициты педагога в области прикладных исследовательских компетенций и пути их восполнения // Педагогика и подготовка педагогических кадров: сборник научных статей по материалам Пятого профессорского форума (Москва, 24 ноября 2022 года). – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2023. – EDN EQQJZJ.
2. Замкин П. В., Шукшина Т. И. Сущность и структура прикладных исследовательских компетенций педагога // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – Т. 13, № 4 (52). – С. 27–35.
3. Замкин П. В. Диагностический инструментарий изучения и оценки сформированности прикладных исследовательских компетенций педагога // Практико-ориентированная подготовка педагога-исследователя в вузе: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Саранск, 14–15 сентября 2022 года) / редколлегия: Т. И. Шукшина (председатель), Ж. А. Каско (ответственный редактор) [и др.]. – Саранск: РИЦ МГПУ, 2022. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50000011 (дата обращения: 21.10.2024)
4. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Караваева. – М.: Издательство «Геоинфо», 2018. – 240 с.
5. Киселева Н. С. Профессиональная подготовка учителя-исследователя в системе высшего педагогического образования Великобритании: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Коломна, 2013. – 22 с.
6. Zeichner K., Diniz-Pereira J. Investigación de los educadores y formación docente orientada a la transformación social // Rieda [Revista en línea]. – 2006. – № 28 (2). – URL: http://tariacuri.crefal.edu.mx/crefal/rieda/juldic2006/contrapunto.
7. Bedoya J. Epistemología y Pedagogía. – Madrid: Grao, 2000.
8. Цыганкова А. С. К вопросу о теории и практике научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70-е – 80-е годы XX века) // Вестник ТГПУ. – 2007. – Вып. 7 (70). – С. 128–131.
9. Брызгалова С. И. Формирование готовности учителя к педагогическому исследованию: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Калининград, 2004. – 44 с.
10. Ставринова Н. Н. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Сургут, 2006. – 46 с.
11. Середенко П. В. Формирование исследовательских компетенций у выпускников педвузов: монография. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2013. – 164 с.
12. Сычкова Н. В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Магнитогорск, 2002. – 43 с.
13. Косолапова Л. А. Экспериментально-аналитическое обучение студентов педагогике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Ижевск, 2010. – 47 с.
14. Замкин П. В. Проблема организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогических направлений подготовки // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: 80-летию Российской академии образования посвящается. – М.: Экон-Информ, 2022. – С. 287–292. – EDN SQTYKM.
15. Антонова М. В., Шукшина Т. И., Зам-кин П. В., Демяшкина Ю. А. Кейс-технология в организации исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 105–107.