УДК: 
УДК 378.147
Орлов Борис Сергеевич
ассистент кафедры рекламы и связи с общественностью Института менеджмента и социальных коммуникаций, Новосибирский государственный педагогический университет, orloff.bs@yandex.ru, Новосибирск

Особенности адаптации активных методов обучения к онлайн-образованию в современном вузе и системе дополнительного профессионального образования

Аннотация: 
В статье проводится анализ учебной деятельности с использованием цифровых технологий и применением дистанционной формы обучения, рассматриваются аспекты практики применения имитационных и не имитационных активных методов обучения в цифровой среде обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования с применением синхронных и асинхронных моделей коммуникации. Цель статьи – выявление особенностей адаптации активных методов к онлайн-образованию в вузе и дополнительному профессиональному образованию. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных принципов с использованием теоретических методов исследования, направленных на выявление проблемы адаптации активных методов обучения в цифровой образовательной среде. Результаты исследования. В статье рассмотрены практические аспекты и модели адаптации активных методов в онлайн-образовании и цифровой образовательной среде с использованием синхронной и асинхронной коммуникации, а также опыт включения активных методов обучения в структуру заданий проекта, направленных на формирование навыков и компетенций у обучающихся. Рассмотрена практика применения педагогических инструментов цифровой образовательной среды Moodle с использованием активных методов в групповой и индивидуальной работе с асинхронной коммуникацией. Заключение. Сделаны выводы по проблемам адаптации активных методов обучения в цифровой среде с индивидуальным и групповым подходами в синхронной и асинхронной коммуникации, рассмотрены пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: 
активные методы обучения; цифровые технологии; онлайн-образование; трансформация учебной деятельности; асинхронная коммуникация; синхронная коммуникация
Библиографический список: 

1. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Проблемы интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 6 (149). – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-integratsii-pedagogicheskih-t... (дата обращения: 18.09.2024).
2. Johnson C., Sloan A. Adaptive learning: Implementation, scaling, and lessons learned [Электронный ресурс] // Educause Review. – 2020. – April 6. – URL: https://er.educause.edu/articles/2020/4/adaptive-learning-implementation... (дата обращения: 18.09.2024).
3. Шульга И. Б. Адаптация активных методов обучения к средствам дистанционного образования [Электронный ресурс] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-aktivnyh-metodov-obucheniy... (дата обращения: 18.09.2024).
4. Волчкова К. С., Гимадеев И. Ф. Активное обучение в эпоху цифровых технологий: вызовы и возможности для современной педагогики [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2024. – № 3. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/03/101619 (дата обращения: 21.09.2024).
5. Григорьева И. В., Поветкин А. С. Виртуальные миры: искусство обучения через игровые технологии [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. – 2024. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-miry-iskusstvo-obucheniya-c... (дата обращения: 16.09.2024).
6. Варданян З., Геворгян А., Мхитарян А. Эффективность модели колба в онлайн обучении [Электронный ресурс] // CCS&ES. – 2022. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-modeli-kolba-v-onlayn-obu... (дата обращения: 16.09.2024).
7. Погорелов В. И., Шуклин Д. А., Козак О. О. Особенности применения и основные этапы метода проектов при дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 2 (22). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-i-osnovnye-eta... (дата обращения: 15.09.2024)
8. Киселев А. А. Активные методы обучения в условиях «цифровизации»: проблемы и пути их решения: сборник трудов конференции [Электронный ресурс] // Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации: материалы Всерос. науч.-метод. конф. с международным участием (Чебоксары, 31 дек. 2019 г.) / редкол.: Л. А. Иванова [и др.]. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 65–68. – URL: https://phsreda.com/ru/article/74337/discussion_platform (дата обращения: 20.09.2024).
9. Вайнштейн Ю. В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Красноярск, 2021. – 46 с.
10. Киргисарова Л. В. Использование цифровых технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] // Информационные технологии и цифровое образование: приоритетные направления развития и практика реализации: сборник статей I Международной научно-практической конференции (Омск, 10 июня 2020 г.) / отв. ред. В. Е. Михайлова. – Омск: Изд-во Многопрофильной академии непрерывного образования, 2020. – 86 с. – URL: https://mano.pro/sites/mano.pro/files/doc/VE/2020-06-10_sbornik_konf_1_c... (дата обращения: 14.09.2024).
11. Van Leusen P., Cunningham J., Johnson D. P. Designing and teaching adaptive active learning effectively [Электронный ресурс] // Current Issues in Emerging eLearning. – 2020. – № 7 (1). – P. 1–18. – URL: https://scholarworks.umb.edu/ciee/vol7/iss1/2 (дата обращения: 13.09.2024).
12. Сущенко С. А., Самыгин С. И., Жидя-ева Е. С. Актуальные методы и технологии обучения в высшей школе в эпоху цифровизации [Электронный ресурс] // Наука. Образование. Современность / Science. Education. The present. – 2023. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-metody-i-tehnologii-obucheni... (дата обращения: 17.09.2024).
13. Максимова М. В., Фролова О. В., Этуев Х. Х., Александрова Л. Д. Адаптивное персонализированное обучение: внедрение современных технологий в высшем образовании [Электронный ресурс] // Информатика и образование. – 2023. – № 38 (4). – P. 14–27. – URL: https://info.infojournal.ru/jour/article/view/974 (дата обращения: 17.09.2024). DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-4-14-27
14. Гасанова П. М., Буйских Т. М. Интерактивные методы формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку нерусских студентов-не филологов [Электронный ресурс] // Известия МГТУ. – 2013. – № 1 (15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-formirovaniya-lin... (дата обращения: 15.09.2024).
15. Артюхина М. С. Система интерактивного обучения математике на социально-гуманитарных направлениях подготовки в цифровой образовательной среде: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Елец, 2023. – URL: https://elsu.ru/uploads/files/defences2022/332/1698761284_dissertacija-a... (дата обращения: 12.09.2024).