УДК: 
378.016:004(510)
Лю Вэйжань
аспирант кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, liuweiran126@126.com, Улан-Удэ

Цифровые технологии в обучении иностранных студентов в вузах Китая

Аннотация: 
Изучение китайского языка стало важным средством распространения и влияния китайской культуры в мире. Поэтому в каталог специальностей Министерства образования введена программа «Международное образование китайского языка» для подготовки преподавателей китайского языка как иностранного. Правительство Китая обращает особое внимание на качественное преподавание китайского языка иностранцам, поэтому необходимо, учитывая постпандемийный опыт, разработать новую модель преподавания китайского языка как иностранного. Цель статьи заключается в выявлении принципов применения цифровых технологий в обучении иностранных студентов в вузах Китая в контексте массового и глубокого проникновения цифровых технологий в международное образование китайского языка на основе анализа результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Наньчанского университета. Методология исследования включает междисциплинарный подход, системный анализ, метод конкретизации, метод сбора и анализа данных об успеваемости студентов, метод обобщения, позволившие комплексно рассмотреть роль цифровых технологий в международном образовании китайского языка, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы. Делается вывод о том, что цифровые технологии повышают мотивацию в изучении китайского языка, но не могут полностью заменить живого преподавателя. Результаты исследования расширяют знания о формах и методах обучения иностранных студентов в вузах Китая, показывают преимущества и проблемы использования цифровых технологий в международном образовании китайского языка. Новизна состоит в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы, проведенной в 2020–2022 годах, были изучены образовательные возможности онлайн-платформ («Глобальная платформа для изучения китайского языка», «Китайский Альянс», «Интеллектуальная система международного образования китайского языка»), экспортно-ориентированного мультимедийного словаря («JUZI Chinese»), технологии искусственного интеллекта в практике международного образования китайского языка. На основе проведенного исследования предложены принципы применения цифровых технологий в международном образовании китайского языка: принцип дидактической рациональности, принцип интегративности, принцип компетентности. Также разработаны рекомендации для использования цифровых технологий в международном образовании китайского языка: цифровые технологии должны мотивировать повседневную учебную деятельность студентов, необходимо разрабатывать письменные задания к видеоконтенту, учитывать негативные аспекты онлайн-занятий для руководства и управления познавательной деятельностью студентов. Статья адресована педагогам вузов, в том числе преподавателям китайского языка как иностранного, а также всем, кто интересуется проблемами цифровой трансформации образования.
Ключевые слова: 
международное образование китайского языка; цифровые технологии; искусственный интеллект; платформа для онлайн-обучения
Библиографический список: 

1. 怀进鹏.数字变革与教育未来——在世界数字教育大会上的主旨演讲 // 中国教育信. – 2023. – № 3.
2. Ван Х., Фэн В. Что такое международное образование китайского языка? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gmw.cn/xueshu/2021-03/15/content_34688036.htm (дата обращения: 03.08.2024).
3. 李泉,陈天琦.论新时代对外汉语教学的“大学科化”之路 // 语言文字应用. – 2020. – № 02. – С. 79–88.
4. 李泉.再论汉语国际化规划[J].语言教育. – 2021. – № 9(04). – С. 77–84.
5. Ли Ц. Преподавание китайского языка как иностранного: сорок лет построения дисциплины – достижения и тенденции, проблемы и проектирование на высшем уровне // Международное образование китайского языка (китайский и английский языки). – 2018. – № 3(04). – С. 3–17.
6. Ли Ц., Сунь И. Новые идеи для преподавания китайской культуры: локализация содержания и методы повествования // Languageand Literature Application. – 2023. – № 01. – С. 33–44. DOI: 10.16499/j.cnki.1003-5397.2023.01.002.
7. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект // Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 3–10.
8. Ма Ж., Сюй Ц. Лингвистический интеллект, способствующий международному образованию китайского языка: реалии и перспективы // Международное образование китайского языка (китайский и английский языки). – 2023. – № 8(02). – С. 43–52.
9. Цюй Ф., Дин А. Цифровая трансформация международного образования китайского языка: понятие, особенность и путь // Журнал Юньнаньского педагогического университета (преподавание и исследование китайского языка как иностранного). – 2023. – № 21(05). – С. 1–9.
10. Инь Т., Хуо В. Формы цифровой реализации международного образования китайского языка // Китайский журнал мультимедийного и онлайн-обучения (первая декада месяца). – 2022. – № 08. – С. 45–49.
11. Ван В. Влияние и отражение технологий искусственного интеллекта, подобная ChatGPT, на международное образование китайского языка в перспективе оцифровки образования // Китайская культура иероглифов. – 2024. – № 07. – С. 79–81.
12. Ян Ю. Концепция и путь реализации мультимедийного словаря «JUZIChinese» // Исследование языковой стратегии. – 2024. – № 9(03). – С. 61–72.
13. Панина С. В., Алексеева Е. Е. Обучение китайскому языку в вузе посредством цифровых инструментов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2022. – № 3 (27). – С. 21–29.
14. Дигтяр О. Ю. Применение цифрового обучения на примере использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку: перспективы и тенденции развития // МНКО. – 2024. – № 3 (106). – С. 74–76.