Асадуллин Раиль Мирваевич
Доктор педагогических наук, профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, rail_53@mail.ru, Уфа
Арасланова Алия Талгатовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, aliyatalg @mail.ru, Уфа
Бахтиярова Венера Фаритовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, bwenera2006@list.ru, Уфа
Набиева Тамара Валиевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, nabievatv@mail.ru, Уфа
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В данной статье описаны особенности организации профессиональной подготовки учителя как субъекта педагогической деятельности. Данная подготовка требует пересмотра содержания и технологии обучения будущих специалистов с учетом полифункциональной специфики профессионально-педагогической деятельности. Рассмотрены современные подходы к организации образовательного процесса в педагогическом вузе с учетом идеи саморазвития личности, обеспечения каждому обучающемуся собственной образовательной траектории. Авторы придерживаются точки зрения, что существует два пути формирования будущего учителя как субъекта педагогической деятельности. Первый – упражнять его в каждом отдельном виде педагогической деятельности. Это экстенсивный путь и образовательный процесс по своему объему не позволит обеспечить реализацию образовательного стандарта профессионального образования. Второй путь, которого придерживаются авторы, более сложный, но единственно возможный в условиях реализации третьего стандарта ВПО: научить студентов овладевать общими способами педагогической деятельности и решать нестандартные нетиповые педагогические задачи, которые позволят учителю «адаптировать себя» к ситуации. Важно, обнаружив родовые признаки педагогической деятельности, обучить будущих учителей общим способам деятельности.
Ключевые слова:
профессиональное образование, учитель, педагогическая деятельность, субъект педагогической деятельности, компетентностный подход, компетентность, образовательный процесс, полифункциональность, адаптивность, субъектная позиция.
Библиографический список:
1. Арасланова А. Т., Бахтиярова В. Ф., Набиева Т. В. Теория подготовки полифункционального специалиста нового типа: монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 124 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 39–59.
3. Асадуллин Р. М. Человек в зеркале образования: монография. – М.: Наука, 2013. – 247 с.
4. Асадуллин Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: дис. … д-ра пед. наук: – М., 2000. – 389 с.
5. Асмолов А. М. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–23.
6. Брушлинский А. В. Субъект: Мышление, учение, воображение; избр. психол. труды. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 407 с.
7. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 224 с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 2-е изд. доп., испр. и перераб. – М.: Лотос, 2008. – 384 с.
9. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. –192 с.
10. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.
11. Сластёнин В. А., Асадуллин Р. М. Профессиональная деятельность и личность учителя // Вестник БГПУ: сер. Педагогика и психология. – 2000. – № 1. – С. 62–73.
12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – 669 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 705 с.
14. Guschina Tatiana. Developing a young man's subjectivity: training “Long live the subject!”. – Germany: LAP LAMBERT Academic Pablishing GmbH & Co. KG, 2011. – 198 p.
15. White R. С. The School of Tomorrow: values and vision. –Buckingham; Philadelphia: Open University Press, 2000. – 185 p.