УДК: 
371.4
Сидорова Татьяна Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, педагогический институт, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, botkina@yandex.ru, Улан-Удэ
Ким Сергей Игоревич
Магистрант, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, sergeukim228@gmail.com, Улан-Удэ

Концептуальные положения организационно-управленческой модели гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях кадетского класса

Аннотация: 
В статье рассматривается значение патриотизма как важного элемента ценностной системы современного общества. В условиях актуальных социально-экономических и политических трансформаций в России патриотизм обретает особую значимость в процессе социализации молодежи. Цель статьи заключается в выявлении концептуальных положений организационно-управленческой модели патриотического воспитания в условиях кадетских классов. Основными методологическими ориентирами избраны идеи системного, социокультурного, деятельностного и антропологического подходов. В ходе исследования авторы анализируют существующие политико-доктринальные документы и научную психолого-педагогическую литературу, а также обосновывают значимость методологических подходов, таких как системный, социокультурный и антропологический. Одним из центральных выводов исследования является необходимость создания целостной организационно-управленческой модели, которая интегрировала бы патриотическое воспитание в образовательный процесс, особенно в условиях работы с кадетами. В этом контексте важно учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся 5-х классов, в которых происходит становление первоначальных устойчивых представлений о собственной идентичности, окружающем мире и своей стране. Патриотизм здесь должен восприниматься не как навязанная идея, а как естественная часть образовательного процесса, которая формируется через активное участие учащихся, их эмоциональные переживания и осознание своей связи с малой родиной. Исследование основывается на всестороннем анализе документов, включая образовательные программы, методические материалы и рабочие программы, а также на обширном анализе статистических данных из различных источников. Кроме того, важным методом сбора информации стало анкетирование, опрос и беседа с обучающимися, что позволило получить ценную обратную связь и оценить эффективность патриотического воспитания в кадетских классах. В заключении делается вывод об эффективных способах преодоления выявленных в ходе исследования проблем, которые могут стать основой организационно-управленческой модели гражданско-патриотического воспитания обучающихся в условиях кадетского класса.
Ключевые слова: 
гражданско-патриотическое воспитание; кадетский класс; моделирование; патриотизм; образовательный процесс; организационно-управленческая модель; малая родина
Библиографический список: 

1. Ипполитова Н. В. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (25). – С. 5–12.
2. Наимов И. Н. Проблемы формирования патриотических установок у современной молодежи // Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, традиции, инновации – The Innovative Potential of Youth: Patriotism, Traditions, Innovations: Международная молодежная научно-исследовательская конференция (Екатеринбург, 25 октября 2023 г.): сборник научных трудов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. – С. 8–20.
3. Татаринцева Н. Е. Управление процессом патриотического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации // European social science journal. – 2018. – № 12-1. – С. 137–145.
4. Татаринцева Н. Е. Организационно-педагогические условия формирования представлений о малой Родине у дошкольников // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 апр. 2019 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 147–150.
5. Гриценко Е. А. Модель управления патриотическим воспитанием в общеобразовательной организации // Образовательный альманах. – 2021. – № 1(39). – С. 114–116.
6. Павловская Д. О. Модель управления гражданско-патриотическим воспитанием старшеклассников во взаимодействии с общественными объединениями (на примере OO «БРСМ») // XVI Машеровские чтения: материалы международ. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 21 октября 2022 г.: в 2 т. / редкол.: Е. Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: ВГУ имени. П. М. Машерова, 2022. – Т. 2. – C. 20–22.
7. Храпаль Л. Р., Ахметшина Г. Х., Зама-летдинова З. И., Халиков Х. И. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). – С. 164–168.
8. Муканаев Д. Ф. Опытно-экспериментальная модель управления системой военно-патриотического воспитания детей и молодежи (на примере: муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга) // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 1660–1670.
9. Понамарева Е. Н. Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе // Вестник Калужского университета. – 2017. – № 2. – С. 109–110.
10. Тезиков Д. А. Роль кадетских классов в формировании облика современной молодежи // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2021. – № 1 (72). – С. 32–35.
11. Селяков Ю. Л. Педагогическая модель социокультурной образовательной среды профильного кадетского класса ФСИН России в условиях нравственно-волевого воспитания // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2 (87). – С. 99–101.
12. Кислов В. Р. Педагогическая модель формирования профессиональной ориентации выпускников кадетских классов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2018. – № 2 (3). – С. 220–222.
13. Ким С. И. Роль кадетских классов в процессе профессиональной адаптации к военной службе // Молодежь в современном мире: ценности и риски: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Москва, РУДН, 26 ноября 2024 г.). – М.: РУДН, 2024. – С. 114–117.
14. Мордухова С. А. Формирование гражданско-патриотических качеств кадетов во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-2. – С. 277–279.
15. Богатырев А. И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность // Уральский технический институт связи и информатики ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики». – Екатеринбург. – URL: https://606.su/9mgs (дата обращения: 15.03.2025).
16. Российские школьники о буллинге и патриотизме в новых реалиях // Проект «МЫ СЧИТАЕМ». – 2022. – URL: https://goo.su/XH2IF (дата обращения: 11.04.2025).
17. Мониторинг ценностных ориентаций молодежи: результаты, выводы, предложения: аналитический отчет. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ», 2024. – 32 с.
18. Методические рекомендации по вопросам создания и функционирования кадетских классов в муниципальных общеобразовательных организациях в рамках реализации муниципального проекта «Кадетский класс». – URL: https://goo.su/hEowYPN (дата обращения: 28.03.2025).
19. Раевская О. В. Способы оценки уровня патриотического воспитания. Анализ вводной диагностики воспитанников // Учителя.com: Учительский портал. – URL: https://goo.su/kwxJ (дата обращения: 08.04.2025).
20. Шаронов А. А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Воронеж, 2019. – 24 с.