УДК: 
37.01
Ходырев Александр Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, a.khodyrev@yspu.org, Ярославль

Динамика ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления у студентов педагогических и непедагогических специальностей в период обучения в вузе

Аннотация: 
Введение. Проблема формирования и развития ценностей человека занимает важное место в современной педагогической науке, особое внимание уделяется развитию ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи, которая будет «строить» будущее нашего государства. Цель. Статья посвящена вопросу развития ценностно-смысловых ориентиров студентов, но акцент сделан на исследовании этого вопроса в педагогическом образовании и, соответственно, исследовании динамики ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления у студентов педагогических и непедагогических специальностей в период обучения в вузе. Методология и методы исследования. Методологическими основами авторской позиции являются личностно-деятельностный, аксиологический подходы, основные идеи системного подхода, а также социокультурный и интегративный подходы. Ценностно-смысловое ядро педагогического образования представлено системой факторов, определяющих профессиональное развитие будущего педагога, и выделенных в процессе исследования семантического пространства ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления с помощью авторской «Методики определения особенностей развития ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления будущих педагогов». В статье представлены результаты кластерного анализа данных, а также однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. Результаты исследования. В результате эмпирического исследования был выявлен ряд динамических характеристик ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления в период обучения в вузе. Во-первых, в период обучения в вузе различия в факторах развития ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления у студентов педагогических и непедагогических специальностей сохраняются, но заметно нивелируются. Во-вторых, студенты второго и третьего курсов в сравнении со студентами первого и четвертого курсов обучения демонстрируют более низкие ретроспективные оценки значимости и реализованности всех факторов развития ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления. В-третьих, исследование развития ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления студентов непедагогических специальностей показывает высокую устойчивость и стабильность их ценностных убеждений, взглядов и установок на протяжении всего периода обучения в вузе, процесс профессионального обучения не имеет существенного влияния на систему их ценностно-смысловых ориентиров. В-четвертых, рассмотрение динамики ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления студентов, обучающихся на педагогических специальностях, в период обучения в вузе показало, что значимым изменениям подвергаются ценности социокультурного взаимодействия, культурно-нравственные ценности и ценности эмоционального комфорта. Заключение. Выявленные закономерности подтверждают необходимость в развитии ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления у будущих педагогов с учетом интеграции научного педагогического знания и множества факторов современной общественно-политической трансформации. Особое внимание следует обращать на специфические особенности развития ценностно-смысловых ориентиров профессионально-личностного становления у студентов – будущих педагогов на 2–3 курсах обучения в вузе.
Ключевые слова: 
традиционные ценности; педагогическое образование; студенты; ценностно-смысловые ориентиры профессионально-личностного становления; вуз
Библиографический список: 

1. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Казакова Е. И. Традиционные ценности современного российского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2022. – Т. 20, № 4. – С. 4–17.
2. Васильева О. Ю., Борисенков В. П., Левицкий М. Л. [и др.] Ценностные основы развития российского образования: теория и практика: 80-летию Российской академии образования посвящается: монография. – М.: МАКС Пресс, 2023. – 542 с. DOI: 10.29003/m3622.978-5-317-07081-6.
3. Гулюк Л. А., Головина И. В., Крупченко А. К., Медведева Т. Ю., Халадов Х.-А. С. Государственная образовательная политика: ценностно-целевые ориентиры современного педагога // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2023. – № 4. – С. 13–20. DOI: http://dx.doi.org/10.51904/2306-8329_2023_91_4_13.
4. Богданов Н. А., Коржуев А. В. Аксиология педагогического знания: палитра взглядов и логико-эпистемологический код // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2019. – № 4. – С. 24–39. DOI: 10.51314/2073-2635-2019-4-24-39.
5. Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 3 (108). – С. 47–53.
6. Асадуллин Р. М., Фролов О. В. Кризис педагогической культуры и некоторые задачи современной педагогической мысли // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 2. – С. 9–31.
7. Гукаленко О. В. Гражданская позиция педагога в реализации задач социального образования детей и молодежи на основе традиционных российских ценностей // Педагогика. – 2023. – Т. 87, № 9. – С. 23–32. – EDN YVNDEH.
8. Казакова Е. И. Университет как субъект обновления содержания образования // Три миссии университета: образование, наука, общество: монография. Сер. «Евразийские университеты XXI века» / под ред. В. А. Садовничего. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – С. 144–155.
9. Ходырев А. М. Современный взгляд на категорию «ценности» // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 5 (134). – С. 20–30.
10. Асташова Н. А., Бондырева С. К., Сманцер А. П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 7. – С. 32–67. – DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-32-67.
11. Ходырев А. М. Разработка и обоснование методики исследования развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования (на выборке студентов педагогического вуза) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2024. – Т. 30, № 1. – С. 5–14. DOI: 10.34216/2073-1426-2024-30-1-5-14.
12. Швецова С. В. Социально-психологический мониторинг как средство совершенствования управления в образовании: дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2000. – 223 с.
13. Басюк В. С., Казакова Е. И., Врублев-ская Е. Г. К вопросу о ядре педагогического образования в классическом университете // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2023. – Т. 21, № 3. – С. 7–27. DOI: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-7-27. EDN NPFFWU.
14. Бугайчук Т. В. На пути к профессиональной идентичности: студенты педагогического вуза // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю. П. Поваренкова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – С. 144–147.