УДК: 
796.011.3
Баранцев Сергей Анатольевич
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры, Государственный университет управления, barancev_sergei@mail.ru, Москва
Чичерин Вадим Петрович
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, Государственный университет управления, 5052726@mail.ru, Москва
Серёгина Вера Александровна
старший преподаватель кафедры физической культуры, Государственный университет управления, sereginava@mail.ru, Москва
Домащенко Валерий Сергеевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Государственный университет управления, doma_valera@mail.ru, Москва

Особенности взаимосвязи показателей ОФП студентов и количества практических занятий дисциплины «Физическая культура»

Аннотация: 
Общая физическая подготовленность студентов имеет большое значение для подготовки к службе в армии и высокопроизводительному труду в будущей профессии. Цель исследования – особенности взаимосвязи показателей ОФП и количества академических часов, выделяемых на практические занятия студентов основного отделения. Методология и методы исследования. Быстроту определяли по времени бега на 60 м, скоростно-силовые возможности – по результатам прыжков в длину с места, силу – по количеству подтягиваний из виса на высокой перекладине. Исследовали динамику академических часов, выделяемых на практические занятия учебной группе. В исследованиях с 2008 по 2022 годы включительно приняли участие юноши 1 (n = 2180) и 2 (n = 1382) курсов основного отделения Государственного университета управления. Тестирование ОФП проводили в конце весеннего семестра. Обучающиеся ГУУ находились на дистанционном обучении в весеннем семестре 2019/2020 учебного года и в осеннем семестре 2020/2021 учебного года в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Заключение. У студентов 2-го курса зарегистрирована положительная достоверная взаимосвязь между показателями развития скоростно-силовых качеств и количеством академических часов, выделяемых на практические занятия дисциплины «Физическая культура» в весеннем семестре. У студентов 1-го курса такая взаимосвязь была положительной, но недостоверной. Положительная и недостоверная взаимосвязь зарегистрирована между показателями, характеризующими развитие быстроты, и количеством академических часов в весеннем семестре у студентов 2-го курса. У студентов 1-го курса такая взаимосвязь отсутствует. Не выявлено взаимосвязи между результатами силы мышц-сгибателей рук и количеством академических часов, выделяемых на практические занятия в осеннем, весеннем семестрах и в учебном году у студентов 1-го и 2-го курса. С 2008 по 2022 год у студентов 1-го и 2-го курсов зарегистрирован одинаковый уровень развития скоростно-силовых качеств, быстроты и силы в конце учебного года.
Ключевые слова: 
сила; быстрота; скоростно-силовые возможности; студенты; практические занятия; академические часы
Библиографический список: 

1. Болотин К. А., Низаметдинова З. Х. Физическая культура и спорт как факторы экономического развития Российской Федерации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2023. – № 5(219). – С. 92–94. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p92-95.
2. Королев В. Г., Бардушкин В. В. Физическая подготовленность студентов-юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 1. – С. 58–62.
3. Зайцева Н. В. Динамика основных показателей физической подготовленности студентов Северо-Восточного государственного университета в зависимости от стандарта обучения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12(190). – С. 69–74. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p69-74.
4. Копейкина Е. Н., Кондаков В. Л., Во-лошина Л. Н., Бочарова В. И. Двигательная активность студентов в современных условиях // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2023. – Т. 8, № 3. – С. 106–112. DOI: 10.47475/2500-0365-2023-8-3-106-112.
5. Рыбачук Н. А. Новое видение системы физического воспитания в условиях образования // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2023. – Т. 8, № 3. – С. 5–12. DOI: 10.47475/2500-0365-2023-8-3-5-12.
6. Garcia-Alvarez D., Faubel R. Strategies and Measurement Tools in Physical Activity Promotion Interventions in the Univer sity Setting // A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – № 17(18). – P. 15.
7. Баранцев С. А., Чичерин В. П., Сиверки-на Т. Е., Кабанова И. А. Зависимость динамики показателей общей физической подготовленности студентов 1–3-го курсов от количества практических занятий в семестре // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 108–119. DOI: 10.14529/hsm220213.
8. Самсоненко И. В. Анализ состояния здоровья студентов вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11(129). – С. 229–232. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p229-232.
9. Луценко С. Я. Норматив в беге на 1000 метров как показатель здоровья студентов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2017. – № 3 (41). – С. 164–168.
10. Торхов А. С., Крымов А. Н., Гаврили-ца А. А., Анисимова А. Ю. Динамика показателей физической подготовленности студентов медицинской академии, поступающих на первый курс // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 2. – С. 105–109. DOI: 10.47438/1999-3455_2021_2_105.
11. Кривощекова О. Н., Сумина В. В., Кры-лова Т. И. Анализ динамики физической подготовленности студентов вуза // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2020. – № 4 (23). – С. 20.
12. Сумак Е. Н., Косцова E. В., Ханжина О. А., Изаровская И. В., Перельман Е. Б., Ненашев А. И. Персонифицированный подход к физкультурно-образовательной деятельности студентов вуза // Человек. Спорт. Медицина. – 2024. – Т. 24, № 3. – С. 142–151. DOI: 10.14529/hsm240317
13. Иванов В. Д., Марандыкина О. В. Двигательный режим как важный фактор укрепления и сохранения здоровья студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2023. – № 8(1). – С. 113–119. DOI: 10.47475/2500-0365-2023-18117
14. Жукова Т. В., Горбачева Н. А., Ха-рагургиева И. М. [и др.] Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. – № 4 (301). – С. 36–41. DOI: 10.35627/2219-5238/2018-301-4-36-41.
15. Осипов А. Ю., Кадомцева Е. М., Лепилина Т. В. [и др.] Поиск действенных методик сохранения и укрепления здоровья студентов на занятиях физической культурой в вузах // В мире научных открытий. – 2015. – № 3-8 (63). – С. 3557–3573.
16. Ирхина И. В., Воронков А. В., Оспищев В. П., Гребцова А. А. Динамика физической подготовленности студентов факультета физической культуры в процессе обучения // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 104–106.
17. Блинков С. Н. Динамика физической подготовленности студентов самарского аграрного вуза от 2015 года к 2018 году // Инновационные достижения науки и техники АПК: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Самара, 11–12 декабря 2019 года. – Самара: РИО Самарского ГАУ, 2019. – С. 114–117.
18. Баранцев С. А., Чичерин В. П., Ба-ранников В. В., Зезюлин Ф. М. Зависимость развития выносливости от количества практических занятий по дисциплине «Физическая культура» у студентов основного отделения // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2024. – № 9 (235). – С. 25–29.
19. Баранцев С. А., Сиверкина Т. Е., Хромов С. Е. Нормативы оценки изменений в течение учебного года показателей общей физической подготовленности студентов первого курса // Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана, 2010. – № 3 (24). – С. 87–96.