УДК: 
37.01
Лазарев Михаил Львович
Кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт детства, Московский педагогический государственный университет, mlazarev@mail.ru, Москва

Здоровьесберегающая модель «Урока здоровья» в школе

Аннотация: 
Проблема. В последние десятилетия наблюдается устойчивый тренд по ухудшению здоровья детей в период учебы в школе. Подобная тенденция отмечается практически во всех развитых странах. Данная проблема стала основанием для поиска форм и методов оздоровления учащихся в ходе осуществления ими образовательной деятельности. Одним из направлений исследования стала разработка особой здоровьесберегающей предметной области – урока здоровья, применяемого как в виде отдельной дисциплины, так и в виде фрагментов других школьных дисциплин. Цель. Изучить возможности здоровьесберегающей модели урока здоровья в школе по сохранению и укреплению здоровья школьников. Методы. В статье описана история появления в российских школах новой предметной области – «урок здоровья», представлена методологическая модель включения такого урока в образовательный процесс, рассматриваемая в более широком аспекте как «модель здоровьесберегающей школы». Изложена специфика этой модели. В качестве такой модели была выбрана российско-американская программа «Познай себя». Результаты. В процессе апробации здоровьесберегающей модели урока здоровья (программа «Познай себя») было обнаружено, что у 50 % школьников отмечено превышение нормального веса, 20 % детей нуждаются в наблюдении и коррекции веса в оздоровительных группах, 15 % детей нуждаются в специальном обследовании и определенном плане их реабилитации, т. к. у них обнаружена тенденция к повышению АД. В 4 % была выявлена зависимость между величиной превышения веса с тенденцией к повышению АД. При этом установлено, что у 80 % детей, прошедших программу «ПС», повысилась самооценка своего здоровья, расширились представления детей о здоровье и болезни, повысился уровень их знаний в области здоровья. Была установлена заинтересованность и положительное отношение к урокам здоровья родителей учеников. Было выявлено значение личного примера учителя здоровья, играющего роль «доверенного лица», которому ребенок может доверить свои проблемы. Было показано, что тема здоровья должна быть распределена по всем урокам начальной школы, а здоровьесберегающий урок здоровья должен быть включен в общий образовательный процесс. Несмотря на ряд позитивных результатов, оказалось, что здоровьесберегающая модель урока здоровья в основном затрагивает мотивационную сферу жизнедеятельности, и не оказывает существенного влияния на соматические процессы.
Ключевые слова: 
здоровьесбережение; урок здоровья; учитель здоровья; здоровьесберегающая модель урока здоровья; контракт здоровья
Библиографический список: 

1. Бёйс Г., Кучма В.Р. и др. Школы здоровья в Европе и России. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. – 83 с.
2. Moor I. et al. The 2017/18 Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study–Methodology of the World Health Organization’s child and adolescent health study // Journal of Health Monitoring. – 2020. – Т. 5, № 3. – 88 p.
3. Кучма В. Р. Основы формирования здоровья детей: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 256 с.: ил. (Высшее медицинское образование).
4. Burgher M. S., Rasmussen V. B., Rivvet D. The European Network of Health Promoting Schools the alliance of education and Health. Copenhagen, 1999. 18 p.
5. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. Теоретические основы и опыт образовательной программы нового поколения «уроки здоровья» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. – С. 116–120.
6. Зароченцева Е. Г. Уроки здоровья как одно из средств формирования здорового образа жизни у школьников // Педагогический университетский Вестник Алтая. – 2000. – С. 158–260.
7. Товпинец И. П. Урок здоровья // Начальная школа. – 2010. – С. 48–49.
8. Базарный В. Ф. Педагогика здорового ребенка. Народное образование. – 2011. – № 9. – С. 54–60.
9. Хафизова Г. Н., Авзалова Г. З. Урок физической культуры – урок радости и здоровья // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 77–79.
10. Лопаткина А. К. Формирование социального здоровья обучающихся на уроках этики в начальной школе // Наука и современность. – 2011. – № 11. – С. 173–177.
11. Мурашова О. А. Уроки литературы – уроки нравственного здоровья // Литература в школе. – 2013. – № 9. – С. 42–43.
12. Шаталова Е. В., Ивашкина Е. В. Уроки английского языка в формировании и укреплении духовного и физического здоровья обучающихся современной школы. Молодежь и научно-технический прогресс // Сборник докладов XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2019. – Т. 3. – С. 307–310.
13. Кокаева И. Ю. Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках «окружающий мир» // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-1. – С. 151–154.
14. Миронова Н. М. Здоровье сберегающие технологии на уроках в начальной школе. Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 109–110.
15. Абрамова Н. П. Наливайко И. В. Анализ уроков биологии в аспекте сбережения здоровья учащихся // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 6. – С. 207–208.
16. Ильичева Т. В. Личностные результаты обучающихся в части формирования культуры здоровья на уроках химии // Вести научных достижений. Психология и педагогика. – 2023. – № 14. – С. 21–23.
17. Удовик Е. Н. Формирование положительного отношения к своему здоровью на уроках физики // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов XVI международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2 томах. Т. 2. – Старый Оскол, 2023. – С. 672–674.
18. Скоренко В. Н. Сохранение здоровья обучающихся на уроках информатики. Альманах мировой науки. – 2016. – № 1-3 (4). – С. 44–45.
19. Ляхова Л. Л. Урок музыки – урок здоровья // Форум. – 2021. – № 2 (22). – С. 69–73.
20. Немеровская Н. Л. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии для детей с ограниченными возможностями здоровья. Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2023. – С. 129–136.
21. Айзикович А. Г. Вотинова О. Н. Формирование у обучающихся культуры здоровья на уроках математики // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов XV международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2 томах. Т. 2 / сост.: Е. Н. Иванцова, В. М. Уваров [и др.]. – Губкин, 2022. – С. 434–436.
22. Вопилова С. Г. Сохранение здоровья обучающихся на уроках математики в коррекционной школе // Образование в Кировской области. – 2013. – № 2 (26). – С. 49–50.
23. Авдеева О. Н. Михайлевич Р. Н. Роль уроков истории и литературы в формировании ценностей здоровья учащихся // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов xii международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2019. – Т. 3. – С. 332–334.
24. Александрова И. Э. Гигиеническая оптимизация урока и расписания, или как обезопасить здоровье в цифровой образовательной среде // Народное образование. – 2020. – № 1 (1478). – С. 109–116.
25. Лазарев М. Л. и др. Познай себя. Школьная программа укрепления здоровья. Руководство координатора. – М.: Актис, 1992. – 196 с.