УДК: 
378.2
Мальцева Людмила Валентиновна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, Кубанский государственный университет, ludmilamalceva@mail.ru, Краснодар
Полонникова Анжелика Анфиногеновна
старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, Кубанский государственный университет, 209209@list.ru, Краснодар
Прокопова Анна Сергеевна
Старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, Кубанский государственный университет, pannaDVGGU@mail.ru, Краснодар

Художественная выставка как фактор развития визуальной культуры будущих художников-педагогов в учебном процессе

Аннотация: 
Данное исследование посвящено изучению роли художественных выставок в профессиональном обучении будущих художников-педагогов. Благодаря выставке происходит взаимодействие между художниками-педагогами и зрителями. Кроме того, в настоящее время стремительно набирает обороты процесс визуализации современной культуры, оказывающий влияние на восприятие информации. В этих условиях актуален вопрос о развитии визуальной культуры личности, которая понимается как способность к грамотному восприятию искусства, визуальных форм и образов, основанному на знании различных традиций и истории мировой художественной культуры. В данном контексте выставка становится важным инструментом для приобретения опыта в прочтении новых образов и смыслов подлинных художественных произведений. Вопрос о развитии визуальной культуры будущих художников-педагогов посредством художественных выставок открывает новые горизонты для изучения взаимодействия искусства и образования. Цель статьи. Целью статьи является раскрытие роли выставки не только в возможности для художника продемонстрировать широкой аудитории посетителей свое творчество, но и в выстраивании невербального диалога, помощи в донесении идеи, мысли, видения автора. Методология и методы исследования. В методологии исследования рассмотрены основные характеристики визуальной культуры с позиции исследований в области культурологии, психологических и педагогических наук. Методически с помощью анализа и синтеза теоретических исследований выявлена взаимосвязь между художественной выставкой и развитием визуальной культуры будущих художников-педагогов. Результаты исследования. В статье представлены результаты теоретического и практического изучения роли художественных выставок для студентов художественно-педагогических направлений подготовки. Они были апробированы в проведении экспозиций в рамках студенческих научно-практических конференций на кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна КубГУ в 2022–2024 годах. Заключение. В заключении формулируются общие выводы о роли художественной выставки в профессиональном образовании художников-педагогов, в развитии визуальной культуры как качества личности, выраженном знании традиций в искусстве и пониманием многомерности современной культурной среды.
Ключевые слова: 
художественная выставка; визуальная культура; художник-педагог; учебный процесс; профессиональное образование
Библиографический список: 

1. Прокопова А. С., Блинов Л. В. Визуальная культура будущего педагога-художника и критерии эффективности её развития // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 5. – С. 163–168.
2. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т. 4. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 752 с.
3. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. – М.: Космо-Психо-Логос, 1995. – 480 с.
4. Спиркин А. Г. Словарь иностранных слов. – 7-е издание, перераб. – М.: Русский язык, 1979 – 624 с.
5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. О. А. Печенкина. – Тула, 2013. – 204 с.
6. Freedman K. Teaching Visual Culture: curriculum, aesthetics, and the social life of art. Teachers College Press, national Art Education Association. – NY, 2003. – 189 p.
7. Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. – М.: Прогресс-Традиция, 2012. – 576 с.
8. Чулков О. А. Визуальная культура. – СПб.: ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2014. – 130 с.
9. Прокопова А. С. Некоторые философско-культурологические положения развития визуальной культуры педагогов-художников // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике: сборник науч. трудов / под ред. О.Б. Павленкович, А.А. Романовой. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2021. – Вып. 4. – С. 3–5.
10. Богородский С. В. Художественная выставка в условиях современной культуры: автореферат дис. ... канд. искусствоведения. – СПб., 2007. – 23 с.
11. Шишкина В. А. Теория и методика организации художественных выставок: учебное пособие. – Хабаровск, 2016. – 126 с.
12. Лабахуа Е. М. Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов: на примере художественных галерей и музеев Республики Абхазия: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: МПГУ, 2015. – 22 с.
13. Гельмгольц Г. О зрении человека; новейшие успехи теории зрения / под ред. О. Д. Хвольсона, С. Д. Терешина. – М.: КД Либерком, 2011. – 192 с.
14. Келер В. Гештальтпсихология. – М.: АСТ, 1998. – 269 с.
15. Коффка К. Восприятие: введение в гештальтеорию // Психология ощущений и восприятия / ред. Ю. Б. Геппенрейтер. – М.: Черо, 1999. – № 19. – 69 с.
16. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. – М.: Наука, 1983. – 148 с.
17. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
18. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте общего духовного развития человека // Психологи Отечества: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Воронеж: Модек, 1997. – С. 341–366.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во Питер, 2002. – 720 с.
20. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова. – М.: Прогресс, 1974. – 182 с.
21. Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. – 2-е изд. – М.: ИД Вильямс, 2005. – 288 с.
22. Bryson N., Holly M.A., Moxey K. (eds.) Visual theory: Painting and Interpretation. – New York: Harper Collins, 1991. – 286 p.
23. Мехоношина О. В. Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: РАО Институт художественного образования, 2011. – 22 с.
24. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004 – 216 с.
25. Цагараев В. А. Метод семиотического анализа объектов визуальной культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Владикавказ, 2008. – 22 с.