УДК: 
37.013.46
Селиванова Наталия Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель лаборатории развития содержания воспитания и социализации Центра воспитания и развития личности, Российская академия образования, nselivanova2000@mail.ru, Москва

Особенности воспитания детей в эпоху цифровой среды: педагогические риски и возможности

Аннотация: 
Актуальность исследования определяется необходимостью анализа трансформации средств и субъектов воспитания в условиях цифровой среды. В условиях информационной избыточности особое значение приобретает способность ребенка ориентироваться в цифровом пространстве на основе внутренних ценностей. Возникает и задача формирования идентичности ребенка и молодого человека в новых условиях. Цель статьи: анализ трансформации средств и субъектов воспитания в условиях цифровой среды. Методология и методы исследования. Исследование опирается на совокупность методологических подходов. Системный подход обеспечивает полноту при рассмотрении воспитания в логике внутренней согласованности компонентов. Аксиологический подход выявляет глубинную направленность воспитания как процесса передачи и усвоения социокультурных ориентиров. Деятельностный подход акцентирует значимость включенности школьников в социально значимую практику. Событийный подход используется для интерпретации воспитания как разворачивающегося во времени и пространстве «со-бытийного» взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми и сверстниками. Выбор методов исследования соотносится с теоретической направленностью работы. Применены теоретический анализ, сопоставление, интерпретация и систематизация научных источников. Особое внимание уделено изучению массового и передового опыта образовательных организаций в сфере воспитания, его сравнительно-содержательной экспертизе и обобщению. Результаты исследования. Представлены особенности воспитания детей в условиях стремительной цифровизации социальной среды. Подчеркивается, что цифровая эпоха меняет не только формы взаимодействия, но и сам характер воспитательного процесса, создавая как новые возможности для развития личности ребенка, так и значимые риски. Анализируются такие проблемы, как формирование цифровой идентичности, интернет-зависимость, снижение роли традиционных институтов воспитания, влияние сетевых сообществ и алгоритмически управляемого контента. Отдельное внимание уделяется новым задачам педагога в цифровой среде: формированию у школьников этики сетевого общения, навыков саморегуляции, критического отношения к цифровой информации. Заключение. Обозначены ключевые направления воспитательной деятельности педагога и предложены вопросы для дальнейшего обсуждения. Делается вывод о необходимости переосмысления процесса воспитания с учетом современных реалий и важности включения цифровой тематики в педагогическую практику.
Ключевые слова: 
агенты воспитания; виртуальная реальность; воспитание; идентичность; информатизация; педагог; риски; сетевые сообщества; цифровизация
Библиографический список: 

1. Гнатик Е. Н. Цифровая трансформация социотехнологической реальности: проблемы и риски // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. – 2024. – Т. 28, № 1. – С. 168–180. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-168-180.
2. Александрова Е. А. Интернет-педагогика для «нового» ребенка – белое пятно на карте // Народное образование. – 2011. – № 9 (1412). – С. 260–264.
3. Children, Risk and Safety Online: Research and Policy Challenges in Comparative Perspective / ed. S. Livingstone, L. Haddon, A. Görzig. – Bristol: Policy Press, 2012. – 408 с.
4. Воропаев М. В. Социализация и воспитание в виртуальной и смешанной реальностях // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. –2011. – № 3 (64). – С. 131–138.
5. Лепчикова С. П., Андросова М. И., Афанасьева Л. И. Воспитание цифрового поколения в эпоху информационного общества // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-3. – С. 186–190.
6. Ободова Ж. И. Интенсификация воспитательной деятельности в цифровой среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 1 (164). – С. 67–75.
7. Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, № 4 (40). – С. 360–366. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366
8. Рослякова С. В., Харланова Е. М., Моисеева Е. В., Ярославова Г. Ю. Характеристики воспитания в цифровую эпоху // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. – № 10(212). – С. 377–383. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p377-383.
9. Шаронин Ю. В. «Цифровое воспитание» в современном образовании // Вестник РМАТ. – 2023. – № 1. – С. 42–51.
10. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Маршруты оффлайн- и онлайн-жизни детства: событийный анализ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2020. – № 3. – С. 21–34. DOI: https://doi.org/10.24866/1998-6785/2020-3/21-34
11. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а: монография. – М.: Прометей, 2012. – 121 с.
12. Коршунова В. В., Абрамов А. Н., Шнайдер Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов школы на основе научно-методического сопровождения // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 9, № 8. – С. 696–702. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20240088.
13. Аралова Е. В., Юлина Г. Н., Калита В. В. Духовное воспитание в условиях цифровой среды // Власть. – 2022. – Т. 30, № 3. – С. 162–171. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i3.9062.
14. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Дренева А. А., Илюхина С. Н. Мы в ответе за цифровой мир: профилактика деструктивного поведения подростков и молодёжи в интернете. – М.: Когито-Центр, 2019. – 176 с.
15. Солдатова Г. У. Именно дети и подростки идут в фарватере процесса цифровой трансформации общества // Русский мир: информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ресурс]. – URL: https://russkiymir.ru/publications/270257/ (дата обращения: 11.05.2025).
16. Петрушкевич М. А. Нравственные и этические ценности создания цифровой образовательной среды // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (8–10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под ред. Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. – Новосибирск: Немо Пресс, 2020. – С. 188–195.
17. Поливанова К. Н., Смирнов И. Б. Что в профиле тебе моём. Данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков // Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 134–152.
18. Дубровина И. В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6–16. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2018.0101.
19. Серажетдинова С. Д. Психолого-педагогические особенности воспитания подростков в цифровую эпоху // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1. – С. 30–35.
20. Гаибова В. Е. Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2023. – № 11. – С. 195–206. DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11118.
21. Поляков С. Д., Тасимова Н. В. Воспитательная деятельность с использованием интернета – синтез традиций и инноваций // Личность в ситуации социальных изменений: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 12–13 декабря 2019 г.). – Саратов: Наука, 2019. – С. 141–145.
22. Selivanova N. L., Tagunova I. A. The role of information technologies in the development of school social education practice // SHS Web of Conferences: electronic collection (Moscow, 06–07 июня 2016 года). Vol. 29 [Электронный ресурс]. – Moscow: EDP Sciences, 2016. – P. 01061. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20162901061.
23. Габдрахманов Н. К., Орлова В. В., Александрова Ю. К. Цифровой след в прогнозировании образовательной стратегии выпускников школ // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – Т. 25, № 3. – С. 6–13. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.023.
24. Гайдаш О. В. Феномен цифрового следа в современном обществе // Вестник магистратуры. – 2020. – № 6 (105). – С. 10–12.
25. Кон И. С. От интимного дневника к социальным сетям: [о подростковом сетевом общении] // Семья и школа. – 2010. – № 7. – С. 10–11.
26. Поливанова К. Н., Королева Д. О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2016. – № 1. – С. 173–181.
27. Солодников В. В., Зайцева А. С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. – 2021. – Т. 9, № 1. – С. 23–42. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.78708.
28. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Зависимость от персонального компьютера, компьютерных игр и Интернета в детской психиатрической практике // Практическая медицина. – 2009. – № 6 (38). – С. 31–35.
29. Мирошкина М. Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования // Социальная педагогика в России. – 2018. – № 3. – С. 31–44.
30. Marathe S. Digitalization in Education Sector // International Journal of Trend in Scientific Research and Development. – 2018. – Vol. 5. – P. 51–56. DOI: https://doi.org/10.31142/ijtsrd18670.
31. Шутикова М. И., Бешенков С. А., Никифорова Т. И. Цифровая образовательная среда – основа информационного инструментария в профессиональной деятельности педагогов // Преподаватель XXI век. – 2023. – № 1-1. – С. 11–17. DOI: https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-1-11-17.